Мобильные мечты. ?Сибирьтелеком? хочет занять 25% рынка сотовой связи Сибири

   Автор статьи: Юлия Дрокова

?Сибирьтелеком? поборется с операторами мобильной связи за абонентов в Сибири. Вчера компания объявила, что инвестирует в свои сотовые активы в этом году 87 MUSD и рассчитывает увеличить абонентскую базу на 60% до 1,6 млн человек. А к концу 2006 г. в ее планах занять 25% сибирского рынка. Но аналитики и конкуренты сомневаются в реалистичности этих планов.

Вчера ?Сибирьтелеком? сообщила об итогах работы в 2004 г. и презентовала программу развития своего мобильного бизнеса до 2006 г. За прошлый год сотовые ?дочки? СТК нарастили абонентскую базу более чем в два раза до 1 млн абонентов, заявил Дмитрий Левин, коммерческий директор СТК. По словам председателя советов директоров ?Енисейтелекома?, ?Байкалвесткома? и ?Стек Джи Эс Эм? Ивана Дадыкина, в развитие своих сотовых компаний было инвестировано 73,5 MUSD, а в 2005 г. планируется 87 MUSD. Основная часть этих средств придется на сети Иркутской и Кемеровской областей и Красноярского края. Сейчас свою долю на рынке мобильной связи в Сибирском федеральном округе СТК оценивает в 17%, а до конца 2006 г. хочет контролировать уже 25%.

Двукратный рост абонентской базы СТК не выглядит победным на фоне общего роста рынка. В 2004 г. количество сибирских пользователей мобильной связью увеличилось на 132% и на конец декабря достигло 6,8 млн человек, говорит аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Она ставит под сомнение и оценку доли рынка СТК в Сибири: ?На конец декабря доля СТК в абонентской базе СФО составляла 14,7%, а на начало 2004 г. ? 16,3%. "Дочки" СТК росли медленнее рынка?, ? констатирует аналитик.

Лучше показатели СТК смотрятся при сравнении доходности. Панкратова оценивает долю рынка СТК в выручке мобильных операторов, работающих в СФО, в 23% и объясняет это высоким показателем ARPU (среднемесячная выручка на одного абонента). По итогам 2004 г. ARPU СТК оказался равен 22,6 USD, а у МТС в Сибири ? 14 USD, у ?ВымпелКома? ? около 10 USD. Консолидированная выручка СТК от мобильной связи за 2004 г. составит, по предварительным данным, 4,06 млрд руб., что несколько больше плановых расчетов: ранее начальник отдела рынков капитала и связей с инвесторами Алексей Шипицын прогнозировал годовую выручку от сотового бизнеса в 3,8 млрд руб.

Топ-менеджеры ?Сибирьтелекома? заявили о планах до конца 2005 г. увеличить количество абонентов на 60% до 1,6 млн. Панкратова считает, что этого показателя достичь сложно, но реально: ?Рост абонентской базы в Сибири составит 50-60%, СТК достаточно успевать за рынком?.

Успевать за рынком со своими инвестиционными возможностями ?Сибирьтелекому? будет нелегко ? меньше СТК в этом году планирует потратить только ?МегаФон?. По словам гендиректора ?Мобиком-Новосибирска? (сибирская ?дочка? ?МегаФона?) Александра Горшкова, компания в 2005 г. инвестирует в сибирский регион 60 MUSD. Доля ?МегаФона? в СФО, по данным iKS-Consulting, на конец декабря составляла 3,6%.

Лидеры рынка ? ?ВымпелКом? и МТС (38,8% и 34,6% рынка СФО соответственно) ? обещают инвестировать в разы больше. Артем Минаев, специалист по связям с общественностью ?ВымпелКома?, говорит, что объем вложений в сибирский регион составит более 200 MUSD. По словам топ-менеджера сибирской дирекции МТС, его компания инвестирует около 150 MUSD.

?87 MUSD достаточно только для закрепления в тех регионах, где позиции СТК традиционно сильны, ? Красноярск и Иркутск. Но "большая тройка" усиливается и в этих регионах, так что и там доминирование СТК не вечно. Чтобы успешно конкурировать с ними, СТК придется инвестировать на порядок больше?, ? уверен аналитик БКС Ростислав Мусиенко.

Топ-менеджер МТС говорит, что вообще не чувствует конкуренции со стороны ?Сибирьтелекома?: ?Региональные операторы по определению проигрывают федеральным ? в тарифных предложениях, роуминговых условиях, ценовой политике. Я бы порекомендовал СТК не отвлекать ресурсы от профильной деятельности ради неочевидных результатов, все-таки их вотчина ? традиционная телефония?. Собеседник ?Ведомостей? предполагает, что активность СТК и других МРК в сотовом бизнесе вызвана желанием нарастить капитализацию перед готовящейся приватизацией ?Связьинвеста?, а не стратегическими планами.


© Ведомости ? Новосибирск

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх