Как современные телекоммуникации влияют на работу и общение
Консалтинговая компания Vanson Bourne провела исследование, цель которого — установить, каким образом современные средства связи изменили взгляды представителей бизнеса на работу и общение. Были опрошены менеджеры и руководители крупнейших компаний в шести странах мира: Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, России и США. Исследование дало несколько неожиданные результаты.
Оказалось, что в России лучше понимают зависимость результатов бизнеса от грамотного использования телекоммуникаций. Так, 39% опрошенных российских менеджеров полагают, что потеря денег компанией происходит именно из-за того, что в нужный момент не удалось связаться с нужным человеком. Для сравнения: в США с этим согласны 29% опрошенных, в Австралии — 34%, в Бразилии — 28, в Германии — 35.
Вообще у россиян свой взгляд на использование современных телекоммуникаций в работе. Если в США развитие широкополосных каналов привело к перемещению рабочих мест за пределы офисов, то в России более популярной оказалась идея о том, что основная выгода новых технологий заключается в экономии рабочего времени в офисе. В России с этим согласны 42% опрошенных, в Великобритании — 40, в США — 39, в Австралии — 36, в Германии — 28, в Бразилии — 27. Другими словами, в США работают и дома, а в России дома предпочитают отдыхать. И в тех случаях, когда современные технологии позволяют быстрее справляться с поставленной задачей, россияне предпочитают пораньше уйти с работы, нежели оставаться и перевыполнять план.
По данным различных опросов, более 50% американских компаний уже практикуют специальные программы по телеработе. Подсчитано, что если от 10 до 20% работающих американцев будут трудиться дома, то за год страна сможет сэкономить порядка 23 миллиардов USD. В России пока настороженно относятся к практике "удаленной" работы вне офиса (телеработы), широко распространенной в странах Европы и США. Лишь 14% опрошенных россиян считают, что такой режим продуктивнее, чем обычный офисный. При этом 28% категорически не согласны с этим утверждением. На Западе картина противоположная. В Австралии положительно оценивают телеработу 29% опрошенных, а в США — целых 34%. Кроме того, в этих странах представители бизнеса в большинстве своем считают, что возможность дистанционной работы позволяет улучшить баланс между работой и личной жизнью: в США так думают 46% работников (в России — лишь 18%). Правда, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в России в отличие от США или Австралии дома работать просто негде. Существующие планировки квартир не позволяют разместить полноценное рабочее место (кабинет), и вообще большинство опрошенных россиян признались, что им лучше думается на работе. Интересно, что хуже всего думается на работе немцам. А вот в США умные мысли приходят менеджерам по пути в офис. На московских дорогах скорее всего таких результатов добиться не удастся.
Кроме того, российские компании не склонны доверять своим работникам, которые предпочитают работать дома. Излишняя самостоятельность чревата потерей контроля над сотрудниками, считают менеджеры-россияне. А вот в США и Великобритании привыкли верить людям 70% руководителей, в Германии — 66, в Австралии — 58, в Бразилии — 48. Таким образом, на Западе максимум усилий вкладывается в повышение производительности, а в России на первый план часто выходят безопасность, управляемость и контроль.
Как показало исследование Vanson Bourne, у опрошенных нет проблем со связью, когда необходим доступ к ключевым персонам. Очевидно, это результат взрывного развития сотовой связи: все чаще менеджеры используют мобильный телефон как основной, а проводной лишь как вспомогательный, при работе в офисе. Всеобщая мобилизация настолько изменила сознание, что многие уже не откажутся от предложения имплантировать телефон непосредственно в голову. На это согласен каждый третий житель Великобритании, в США на подобную операцию согласились бы 22% опрошенных, в Австралии — 21, в Бразилии — 19, в России — 15. А вот в Германии любителей поэкспериментировать над черепом всего лишь 7 процентов. Впрочем, телефон или КПК отлично помещаются в кармане или на поясе. В России уже 77% офисных служащих всегда имеют при себе как минимум одно или два таких устройства. А 39% жителей Германии любят носить с собой сразу три электронных портативных устройства.
И последнее. На Западе сотрудники все чаще предпочитают не звонить начальству, а послать SMS (среди немцев таких 30%). В России же предпочитают живой голос пересылке электронных посланий. Лишь 15% россиян отправили бы SMS руководителю, 60% предпочли бы пообщаться с ним по телефону.
Материал взят с разрешения редакции журнала "Итоги"
© Итоги