Оператор долговой связи
Неплательщики "Ростелекома", абонентская база которого превышает 40 млн человек, теперь будут иметь дело с коллекторскими агентствами. До сих пор коллекторы обслуживали долги только сотовых операторов.
"Ростелеком" практиковал лишь отключение злостных должников, но это не помогало: в 2007 году расходы оператора дальней связи на создание резерва по сомнительным долгам увеличились более чем вдвое.
О том, что крупнейший в России оператор дальней связи заключил договор на обслуживание долгов с коллекторской компанией, "Ъ" сообщил источник, близкий к сделке. В пресс-службе "Ростелекома" эту информацию подтвердили. Директор департамента внешних коммуникаций холдинга "Связьинвест" Олег Михайлов ("Ростелеком" входит в холдинг) заявил, что "Ростелеком" заключил договоры с тремя коллекторами. По словам господина Михайлова, ни один из операторов, входящих в холдинг, не прибегал к аналогичной практике. Объем портфеля, переданного на аутсорсинг, в компании назвать отказались. По информации "Ъ", одновременно ведутся переговоры о продаже коллекторам части долгового портфеля.
По итогам 2007 года расходы на создание резерва по сомнительным долгам "Ростелекома" увеличились в сравнении с 2006 годом в 2,1 раза до 815,0 млн руб., как свидетельствует годовая отчетность компании по МСФО. "Именно рост этой статьи бюджета и заставил "Ростелеком" прибегнуть к помощи коллекторских агентств. В любом случае существенного влияния на бизнес компании продажа долгов не окажет, поскольку резерв по сомнительным долгам составляет всего 1% от выручки компании в 2007 году (64,6 млрд руб.)",— говорит старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. Вчера капитализация "Ростелекома" на Нью-Йоркской фондовой бирже составила $8,67 млрд.
До сих пор свои долговые портфели передавали на внешнее обслуживание только операторы сотовой связи. В 2006 году договор с коллекторами заключил "Вымпелком", позже свои портфели на аутсорсинг передали "Мегафон" и МТС. Как сообщал "Ъ", передать долги на аутсорсинг трем коллекторским компаниям МТС решила из-за растущего объема информации, которую приходилось обрабатывать отделу кредитного портфеля и невозможности дальше расширять штат.
По словам директора по связям с общественностью МТС Елены Кохановской, значительная часть заложенного в бюджет резерва оператора по сомнительным долгам (по итогам 2007 года — $58,92 млн.), приходится на риски, связанные c неуплатой абонентами задолженностей по использованию роуминга и контент-услуг.
"МегаФон" сотрудничает с коллекторами по аутсорсинговой схеме в Москве, Санкт-Петербурге и Поволжье. "Возвращается порядка 50% долгов, причем основная сумма — в режиме досудебного взыскания",— рассказывает начальник отдела по связям со СМИ "Мегафона" Татьяна Зверева. "Вымпелком" заключил договор с двумя коллекторскими агентствами, название которых не раскрывает. "В среднем коллекторы взыскивают 40% долгов от переданного нами портфеля",— рассказывает пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая. По итогам первого квартала 2008 года резерв "Вымпелкома" по сомнительным долгам составил $20,9 млн.
Для коллекторского бизнеса долги телекоммуникационных компаний привлекательны большими объемами портфелей и характером долгов. "Эффективность работы с долгами телекомов выше, чем по потребкредитам или задолженностям по картам,— полагает генеральный директор компании "Русколлектор" Илья Фомин.— Процент мошенничества здесь ничтожно мал. До судебных разбирательств дело доходит примерно в 20% случаев. К тому же в отличие от банковских это долги, как правило, свежие, взыскать их легче".
Однако другие участники рынка отмечают, что для коллекторов работа с долгами, получаемыми от операторов связи, сопряжена с определенными рисками. "Из-за небольшой величины суммы долга коллекторы должны сделать его обслуживание максимально дешевым,— полагает генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.— Поэтому их взаимодействие с должником ограничивается письмами или телефонными напоминаниями. Встречаться с ним для агентства рентабельно, если оно одновременно работает с задолженностью по ЖКХ и коллекторы все равно ходят по домам". С ним согласен генеральный директор коллекторского агентства ЭОС Мариуш Клоска. "При работе с должниками операторов связи у коллекторов повышаются затраты на их поиск. Договор на предоставление услуг связи с клиентом, как правило, уже расторгнут, е-mail есть не у каждого, почтовые письма идут очень долго. При этом операторы связи настаивают, что комиссионные коллекторам не должны превышать те, что платят банки: 20-25%". По словам генерального директора компании "Секвойя кредит консолидейшн" Елены Докучаевой, расходы коллекторов на поиск должников телекоммуникационных компаний настолько велики, что коллекторы иногда работают себе в убыток.