Потеснили "Связьинвест"
Доля рынка МРК впервые упала.
Дочерние компании "Связьинвеста" впервые начали терять долю на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД). По данным J’son & Partners, доля межрегиональных компаний (МРК) за первое полугодие 2008 года во всех регионах, исключая Москву, сократилась с 44 до 37% и, по прогнозам J’son & Partners, до конца года упадет еще до 33—34%. Участники рынка говорят, что падение доли МРК — ожидаемое событие, но пока темпы роста "дочек" "Связьинвеста" выглядят вполне впечатляюще.
По данным J’son & Partners, в первом полугодии доли МРК в большинстве регионов упали в среднем на 5—10 процентных пунктов. Всего МРК потеряли позиции примерно в 50 регионах. Сильнее всего доля снизилась в Ивановской области и Петрозаводске — на 25 и 30% соответственно. Увеличить или сохранить долю у МРК удалось в таких регионах, как Курская, Липецкая, Рязанская, Тверская, Волгоградская области, в Татарии и ряде других. По итогам полугодия доля рынка МРК в России, за исключением Москвы, снизилась на 7 п.п., до 37%. В первом полугодии 2008 года число абонентов услуг ШПД у МРК выросло на 35,3% и достигло 2,638 млн человек, ARPU составил 679 руб.
"На падение доли повлияло два фактора. Во-первых, МРК потеснили местные игроки. Из домовых сетей постепенно вырастают небольшие провайдеры, которые устанавливают тарифы на уровне МРК или даже ниже, обеспечивая приемлемое качество связи. Второй фактор — приход московских и крупных региональных игроков", — рассуждает аналитик J’son & Partners Григорий Бецков. По его мнению, если МРК не активизируются, то продолжат терять долю рынка. "В первую очередь долю отнимут московские операторы, которые приходят с большим набором услуг, включая ТВ, и предлагают более выгодные тарифы. За счет наличия магистральных сетей московские операторы смогут также теснить мелких игроков, назначая более дешевые тарифы", — пояснил г-н Бецков. По прогнозам J’son & Partners, в 2008 году число пользователей ШПД в России вырастет в 1,8 раза, до 11 млн человек.
"Стратегия "Связьинвеста" на рынке ШПД осталась прежней, она предполагает не только удержание доли рынка, но и увеличение присутствия компании в сегменте широкополосного доступа", — сообщил представитель "Связьинвеста" Олег Михайлов. "Связьинвест" ставит перед своими "дочками" задачу до 2012 года увеличить число абонентов ШПД до 11 млн. ""Связьинвест" растет очень неплохими темпами, — считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. — Сейчас уровень конкуренции в крупных городах увеличился, но МРК продолжают активно набирать абонентскую базу в небольших населенных пунктах". По данным iKS-Consulting, доля рынка "Связьинвеста" на рынке ШПД за первый квартал 2008 года не изменилась, оставшись на уровне 32%. По данным iKS-Consulting, уровень проникновения ШПД в России составляет 18%.
"Доля МРК сокращается в первую очередь не за счет того, что абоненты уходят к другим провайдерам, а в связи с тем, что количество пользователей Интернета растет быстрее, чем число клиентов МРК", — говорит вице-президент ТТК Федор Крупянский. По его мнению, наиболее опасными конкурентами для МРК являются крупные региональные компании. "На мой взгляд, они для МРК гораздо более опасны, чем домовые сети. В настоящее время говорить о том, что МРК теряют долю вследствие начала экспансии в регионы крупных федеральных игроков, также еще рано — их услуги не приобрели пока массовый характер", — пояснил г-н Крупянский.
Вице-президент по стратегии и развитию "Комстара" Александр Горбунов ожидает, что доля "Связьинвеста" прекратит падать: "Снижение доли МРК на региональном рынке ШПД — естественное развитие событий при усилении конкуренции. Растет роль крупных федеральных игроков, которые при наличии магистральных сетей могут предложить более низкие цены и безлимитные тарифы. Однако, исходя из мировой практики, доля МРК, скорее всего, стабилизируется".
© РБК