Сообразили на двоих

   Автор статьи: Борис Горлин

"Мегафон" и Yota запустили 4G.

В минувшую пятницу ОАО "Мегафон" и провайдер Yota объявили о запуске сети мобильной передачи данных LTE (4G) в Петербурге. Для этого операторы заключили партнерство, в рамках которого будут использовать общую инфраструктуру, но вести самостоятельную маркетинговую политику. По какому принципу партнеры будут делить абонентов и сеть, стороны не раскрывают.

В пятницу "Мегафон" с большой помпой в своем петербургском офисе объявил о запуске сети 4G. Вместо скучной пресс-конференции компания организовала настоящее шоу, в ходе которого модем 4G появился перед журналистами, в прямом смысле спустившись с небес. Человека в костюме и с чемоданчиком в руках, внутри которого находился модем, привязали к веревке и спустили вниз из-под купола атриума. Сперва его движение вниз было медленным, но под конец трюка он уже буквально летел, рискуя разбиться, что, по замыслу организаторов, должно символизировать переход оператора на новый уровень скорости передачи данных.

Желание "Мегафона" сделать из запуска 4G запоминающееся событие очевидно. "Петербург — родина "Мегафона", город, в котором впервые в России была запущена в 2007 году сеть третьего поколения", — отметил директор Северо-Западного филиала "Мегафона" Алексей Семенов. У Yota нет столь богатой петербургской истории, поэтому провайдер ограничился рассылкой пресс-релиза.

Новая сеть создавалась "Мегафоном" и Yota по принципу совместного использования инфраструктуры. По данным "Ъ", "Мегафон" готовил площадки для установки базовых станций и наземную сетевую инфраструктуру, а Yota занималась покупкой и монтажом LTE-оборудования. Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон", всего в Петербурге и Ленобласти сегодня запущено 500 базовых станций LTE. Это достаточно много, если принять во внимание, что всего на Северо-Западе оператор эксплуатирует около 4,5 тыс. базовых станций 2G и 3G.

Партнерство операторов, с одной стороны, сократило затраты сторон на создания сети, с другой, позволило быстрее конкурентов — двух других операторов большой тройки ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) и ОАО "Вымпелком" (бренд "Билайн") приступить к продажам новых услуг. Стоимость петербургского проекта 4G стороны не разглашают, но, по оценкам аналитиков, инвестиции могли составить $10-20 млн.

Помимо очевидных плюсов совместного проекта, у него есть и существенные минусы, которые в дальнейшем могут достаточно негативно сказаться на общем бизнесе. Дело в том, что, несмотря на совместную инфраструктуру, провайдеры будут вести самостоятельную маркетинговую политику или, другими словами, продавать одну и ту же услугу по разной цене, де-юре пытаясь конкурировать друг с другом. Это означает, что операторы могут набрать разное количество абонентов 4G, и необходимость в расширении сети, например, у "Мегафона" может не совпасть с планами Yota, или наоборот. Еще одна потенциальная проблема этого партнерства заключается в возможном демпинге одной из сторон и быстром наборе абонентов, что может привести к загрузке сети и резкому снижению качества связи у абонентов партнера. Каким образом провайдеры будут выходить из этой непростой ситуации, "Ъ" не смогли пояснить ни в "Мегафоне", ни в Yota, лишь подтвердив, что вести продажи они будут абсолютно самостоятельно.

"Детали соглашений между "Мегафоном" и Yota неизвестны. Возможно, стороны негласно договорились о ценовой политике, но тогда налицо признаки ценового сговора. С другой стороны, возможно, одного из партнеров вообще не интересует бизнес и есть какие-то другие интересы в этом проекте", — сообщил "Ъ" на условиях анонимности один из участников рынка. Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что в более выгодной ситуации находится "Мегафон", у которого есть собственная сеть 3G, на которую будут автоматически переключаться пользователи, если сеть 4G по каким-то причинам окажется недоступна. Соответственно, у Yota подобного "запасного аэродрома" нет.

Любопытно, что заложниками партнерства с Yota могут оказаться и МТС с "Билайном". В "Билайне" "Ъ" сообщили, что одним из вариантов развертывания 4G является союз с Yota, а МТС уже по этой схеме работает в Казани. Правда, о перспективах 4G конкуренты "Мегафона" говорят сдержанно. "На текущий момент уровень проникновения LTE-устройств в России крайне невелик, в то время как продажи смартфонов, планшетов и модемов с поддержкой 3G продолжают расти. Поэтому очевидно, что максимально востребованной технологией передачи данных в ближайшее время останется 3G, и возможности этого стандарта далеко не исчерпаны", — пояснили в МТС. В "Билайне" "Ъ" сообщили, что компания также не ожидает взрывного роста продаж в сегменте 4G. Продавать свои услуги 4G на петербургском рынке "Билайн" и МТС могут начать в 2013 году.


© «Коммерсантъ С-Петербург»

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх