Tele2 дозвонился в МТС
Оператор пытается в арбитраже взыскать с конкурента 84,2 млн руб. убытков.
Вчера в арбитражном суде Новосибирской области начались судебные слушания по иску кемеровского представительства Tele2 к сибирскому филиалу МТС. В Tele2 считают, что в ходе акции МТС «Бонус за входящие» компания вынужденно понесла затраты на межоператорский трафик, в результате ее убытки составили более 84 млн руб. По данным оператора, во время акции количество звонков абонентов Tele2 на номера МТС в расчете на получение бонусов выросло в разы. Эксперты сочли убытки Tele2 «труднодоказуемыми».
В арбитражном суде Новосибирской области началось судебное разбирательство по иску ЗАО «Кемеровская мобильная связь» (Кемерово, «дочка» Tele2) к филиалу ОАО «Мобильные ТелеCистемы» (Москва) — ОАО «МТС» «Макро-регион Сибирь» (Новосибирск). Tele2 просит суд взыскать с МТС 84,2 млн руб., из которых убытки составили 42,1 млн руб. и столько же — упущенная выгода.
Как сообщил суду представитель Tele2 Станислав Жиров, его компания понесла ущерб из-за акции «Бонус за входящие», объявленной МТС в апреле 2010 года. По данным господина Жирова, около 12 тыс. абонентов Tele2 использовали сим-карты «не для реального потребления услуг связи, а для генерации «пустого» трафика и получения бонусов от МТС». Генерация «пустого» трафика происходила путем автоматизированного или ручного многочасового (до 24 часов в сутки, на протяжении нескольких дней) дозвона на номера МТС, на которых установлены системы автоматического ответа на входящие звонки, пояснил юрист. Представитель компании указал, что условия акции МТС предусматривали возможность обналичивания бонусов. В результате межоператорский трафик между Tele2 и МТС вырос в разы, а вместе с ним и затраты на его оплату.
Представитель МТС Вера Усова с позицией Tele2 не согласилась. «Непосредственная вина в росте трафика лежит на физических лицах — абонентах Tele2, которые и осуществляли постоянные звонки на номера МТС», — считает она. По ее мнению, акция «Бонус за входящие» проходила в рамках программы по повышению лояльности абонентов и в соответствии с законами «О связи», «О защите прав потребителей» и другими. Госпожа Усова указала, что Tele2 не представил суду ни расчетов понесенных убытков, ни доказательств их прямой связи с акцией «Бонус за входящие». Юрист выразила удивление, что в течение длительного времени Tele2 не предпринял никаких действий в отношении своих абонентов для ограничения предоставления им услуг связи, если их действия, по его мнению, являлись незаконными.
Выслушав доводы сторон, судья Светлана Шевченко очередное заседание по иску назначила на 19 сентября.
Напомним, позицию Tele2 уже поддержало управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Новосибирской области. В апреле прошлого года Tele2 обратился в ведомство с жалобой на действия МТС при проведении акции «Бонус за входящие». В своем заявлении оператор указал, что в августе 2010 года у Tele2 был зафиксирован семикратный прирост затрат по договору об интерконнекте. Его причиной, по мнению Tele2, стал рост межоператорского трафика из-за активности владельцев сим-карт Tele2. «Если в среднем ежемесячный прирост затрат по этому направлению составлял порядка 1,2 млн руб., то в августе он составил 8,4 млн руб.», — аргументирует свою позицию Tele2. УФАС предписало МТС прекратить акцию «Бонус за входящие». Оператор обжаловал решение антимонопольного ведомства в арбитражном суде, но вышестоящие инстанции поддержали позицию УФАС.
Аналитик iKS-Consulting Максим Саватин удивлен действиями обоих операторов. По его мнению, в результате акции «значительные дополнительные расходы» понесли как Tele2, так и МТС. «Как правило, любые акции операторов направлены на стимулирование потребления услуг самих операторов связи и исключают какую-либо возможность выплаты абоненту средств, полученных в результате акции. МТС могли понести убытки, если абоненты массово пользовались возможностью получить за бонусы деньги, а рост расходов Tele2 обусловлен затратами на интерконнект», — отмечает он. Аналитик удивлен и бездействием Tele2 по поводу взрывного роста трафика. Единственным объяснением, по его мнению, может быть чрезмерный оптимизм менеджмента компании, который счел рост естественным.
Управляющий партнер юридической компании «Лэнд» Ирина Гребнева полагает, что Tele2 не удастся добиться в арбитражном суде компенсации убытков, поскольку они «весьма труднодоказуемы». «Tele2 понес расходы из-за действий своих абонентов, которые воспользовались теми условиями, которые предоставил им сам оператор, а именно — низкой ценой исходящих звонков. Можно ли это квалифицировать как убытки — большой вопрос», — резюмирует госпожа Гребнева. По ее мнению, иск Tele2 направлен на привлечение внимания к самой компании.