В 10 раз медленнее
"Mежрегиональный транзиттелеком" (МТТ), выручка которого в прошлом году выросла более чем вдвое, в этом планирует максимум 11% роста. Одна из причин — большинство абонентов не могут оперативно выбирать сеть дальней связи.
Консолидированная выручка МТТ увеличится в этом году до $1,15-1,2 млрд с прошлогодних $1,08 млрд, спрогнозировал в пятницу ее гендиректор Игорь Заболотный. Такие темпы роста (6,5-11%) на порядок ниже прошлогодних, когда выручка МТТ выросла на 117,7%, в том числе доходы от услуг абонентам — на 126% ($208 млн). В 2007 г. одним из драйверов роста стали действия Московской городской телефонной сети (МГТС): она разрешила абонентам выбирать оператора дальней связи при каждом звонке (hot choice). А в этом году новых регионов с действующим принципом hot choice не появлялось — так объясняет замедление темпов роста директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин.
Возможность пользоваться hot choice с прошлого года имеется и у жителей еще нескольких регионов — Татарстана, Якутии, Псковской области, Башкирии. Это регионы, где работают не подконтрольные холдингу "Связьинвест" операторы местной связи. Рыночная доля МТТ (в деньгах) составляет там, по оценке Unicredit Aton, — 15-20%, в целом же по России МТТ оценивает ее лишь в 8%. Недавно один из операторов "Связьинвеста" — "Северо-Западный телеком" (СЗТ) пообещал ввести hot choice с сентября, но затем отменил эти планы, сославшись на неподготовленность абонентов. Введение hot choice может ухудшить позиции другой "дочки" "Связьинвеста" — "Ростелекома", до 2006 г. единственного в России оператора дальней связи (МТТ вышла на рынок второй), объяснял недавно "Ведомостям" близкий к холдингу источник. Абоненты регионов, где hot choice не действует, могут заменить одного оператора дальней связи на другого, только явившись на узел связи и написав заявление.
В конце 2007 г. у "Ростелекома" было 57% российского рынка дальней связи, оценивал в апреле его гендиректор Константин Солодухин. Доходы "Ростелекома", в 2007 г. прибавившие 4,3% (62,58 млрд руб.), в этом году не вырастут, предупредил он. Директор департамента по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Андрей Любин не комментирует отношение компании к hot choice, а ее собственные нулевые темпы роста объясняет насыщенностью рынка дальней связи в России. Рост продолжается, не согласен старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов: только фиксированный рынок дальней связи, объем которого в прошлом году составил $3 млрд, в 2008 г. вырастет на 6-8%. А в сегменте, связанном с обслуживанием корпоративных абонентов, рост составит минимум 20%, передал "Ведомостям" гендиректор российского Orange Дмитрий Иванников.
Еще одна причина резкого замедления темпов роста МТТ — сокращение ее доли на рынке транзита трафика, говорит Ладыгин. Транзит трафика других операторов — основная статья дохода МТТ: конечные абоненты принесли оператору в первой половине 2008 г. лишь $115 млн. Ранее крупнейшим "транзитным" клиентом МТТ в области фиксированной связи была "Комстар — объединенные телесистемы" ("Комстар-ОТС"), утверждает представитель этой компании. Но в конце июля "Комстар-ОТС" получила право оказывать услуги междугородной и международной связи сама. Темпы роста МТТ снижаются именно из-за выхода на рынок дальней связи новых участников, уверен старший вице-президент "Транстелекома" Виталий Котов. Уход "Комстара" и еще ряда операторов — одна из причин замедления, согласен источник, близкий к МТТ.