Извержение вулкана — узнай по СМС
Проснувшийся в минувшую субботу исландский вулкан Гримсвотн продолжает свою бурную деятельность, которая постепенно парализует авиаперелеты по Европе. Сотовые операторы, сотрудничающие с авиаперевозчиками, пытаются предупреждать абонентов об отмене либо переносе намеченных рейсов.
Вулканический пепел, представляющий опасность для воздушных судов, привел к закрытию аэропортов в Исландии, Ирландии, Шотландии, Великобритании, Скандинавии. Сегодня утром облако достигло континентальной Европы — прекращены авиасообщения в северной части Германии. Метеорологи полагают, что далее облако двинется к югу, в сторону Франции и Испании.
Некоторые расторопные сотовые операторы, подключившись к информации авиаперевозчиков, метеорологических служб, туроператоров и координационных центров вулканической деятельности, заблаговременно предупреждают своих абонентов о проблемах с тем или иным рейсом.
Так, например, в Великобритании запущен СМС-сервис AshAlert, который предупреждает подписчиков о возможных отменах рейсов, информирует о бесполетных зонах, предоставляет сведения в реальном времени о передвижении облака пепла. Следует понимать, что во избежание беспорядков и ненужных аварийных сигналов служба опирается на спрогнозированное местоположение облака пепла и тревожит людей лишь при условии, что концентрация вулканической пыли превышает допустимые уровни безопасности для авиадвигателей. Выступая агрегатором многих доверенных источников, СМС-служба AshAlert призвана уменьшить степень обеспокоенности путешественников путем заблаговременного предупреждения о закрытии воздушного пространства в тех или иных регионах Европы. Трехнедельная подписка на AshAlert обойдется в £5.
Распространен миф, будто бы причиной закрытия неба для полетов становятся кусочки вулканического стекла, которые, попав в реактивный двигатель самолета, расплавляются и закупоривают каналы подачи топлива. На самом деле физика и технические особенности авиадвигателей противоречат данному заблуждению — проблема в другом: из-за обилия пепла прожорливым двигателям просто не хватает кислорода. Кроме того, мелкодисперсные частицы способны закупорить охлаждающие двигатель воздушные каналы, и это со временем приводит к его перегреву. И всё же основная беда полетов во время извержения вулканов в том, что соприкосновение с облаками пепла создает на корпусе самолета статический заряд, который может повредить погодный радар и антенны связи со спутниками GPS и навигационными маяками.
Если сравнивать содержание золы в выбросах Гримсвотна с зольностью проснувшегося в прошлом году вулкана Эйяфьядлайокюдль, на долгое время также парализовавшего авиаперелеты в Европе, то первый извергает гораздо меньшее количество диоксида кремния, нежели второй (его содержание в пепле составляет 50% против 63%), соответственно и коэффициент липкости ниже. Опять же «выдох» Гримсвотна составлен из более грубых частиц по отношению к мелкой абразивной вулканической пыли Эйяфьядлайокюдля, поэтому пепел оседает на землю быстрее.
Кстати, некоторые авиакомпании, например, ирландская Ryanair, назвали ограничения на полеты в связи с извержением Гримсвотна «необоснованными», заявив о намерении опротестовать решения властей о запрете авиасообщений.
© СОТОВИК