В данной публикации мы рассматриваем итоги работы операторов только в рамках российского рынка сотовой связи, в связи с чем деятельность МТС на украинском, белорусском, туркменском и узбекском рынках выносится за рамки публикации (аналогично, данные по "МегаФону" без учета Таджикистана и данные по "ВымпелКому" без учета Казахстана, Украины, Узбекистана и Таджикистана).
За 2Q06 абонентские базы* сотовых операторов в РФ выросли на 8,2 млн. абонентов и достигли 140,3 млн.
Кол-во абонентов на конец 2Q06 | 140,3 млн. |
Степень проникновения на конец 2Q06 | 96,6% |
Прирост абонентской базы в 2Q06 | + 8,2 млн. |
Объем прироста в 2Q06 к объему прироста в 2Q05 | 0,679 |
Рост степени проникновения в 2Q06 | + 5,6% |
*- здесь и далее в рамках данной статьи абонентские базы операторов по числу SIM-карт.
ИАА "Сотовик" в ближайшее время опубликует очередной обзор рынка сотовой связи РФ по итогам 2Q06 по количеству "активных" абонентов. Под "активным абонентом" мы понимаем пользователя сотовой связи, который хотя бы один раз за последние три месяца пользовался услугами сотовой связи. Кроме того, за одного "активного абонента" мы принимаем одного пользователя сотовой связи вне зависимости от количества активных SIM-карт, находящихся в пользовании данного абонента (т.е. абонент, пользующийся несколькими SIM-картами, считается одним "активным абонентом").
Поквартальная динамика прироста абонентских баз на рынке РФ
По итогам 2Q06 зафиксирован значительно меньший прирост абонентских баз, чем в аналогичном квартале прошлого года. Таким образом, российская гонка за количеством абонентов начала подходить к концу.
Степень проникновения сотовой связи в РФ к концу 2Q06 достигла уровня в 96,6% (из расчета численности населения 145,2 млн.).
Степень проникновения сотовой связи на московском рынке к концу 2Q06 достигла уровня в 146,9%, на рынке Санкт-Петербурга и ЛО ? достигла уровня в 126,8%, на региональных рынках ? достигла уровня в 88,0%.
Степень проникновения |
2Q06 | Рост в 2Q06 |
Москва и МО | 146,9% | 7,4% |
С.-Петербург и ЛО | 126,8% | 5,7% |
Регионы РФ | 88,0% | 5,4% |
РФ в целом | 96,6% | 5,6% |
Абонентская база "ВымпелКома" в РФ к концу 2Q06 выросла до 46,9 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 2,1 млн.). Абонентская база МТС к концу 2Q06 выросла до 48,0 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 2,2 млн.). Абонентская база "МегаФона" к концу 2Q06 выросла до 25,9 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 1,8 млн.).
Доли операторов в приросте абонентских баз в 2Q06 на российском рынке
? По итогам 2Q06 лидирующую позицию по доле рынка в приросте
абонентских баз занял МТС. "ВымпелКом" отстал от МТС по доле рынка в приросте
всего на 1,4%. При этом, доля рынка в приросте "ВымпелКома" достигла
минимального значения за 2004-2006 годы.
? В 2Q06 у "МегаФона" доля рынка в приросте составила около 22%.
? На долю региональных операторов в 2Q06 пришлось около 26% от прироста
абонентских баз, что является рекордно высоким значением за последние несколько
лет.
Динамика долей операторов в 2004-2006 годах на российском рынке
Изменение долей операторов в 2Q06 и за период 2Q05-2Q06 на российском рынке
? По итогам 2Q06 доли рынка МТС и "ВымпелКома" снизились на
0,5%. За последние 12 месяцев доли рынка у МТС и "ВымпелКома" сократились на
0,7% и 1,2%, соответственно.
? Доля рынка "МегаФона" по итогам последнего квартала выросла на 0,2%.
? Если операторы "большой тройки" не устроят "очередную скупку" региональных
операторов, то совокупная доля рынка последних в долгосрочной перспективе
составит не менее 15%. На ряде рынков региональные операторы уже доказали свою
состоятельность в противостоянии операторам "большой тройки" ? особенно следует
отметить в данном случае операторов "УралСвязьИнформ", НСС ("ВолгаТелеком"),
Tele2, "СибирьТелеком".
? По итогам 2Q06 преимущество МТС перед "ВымпелКомом" по доле рынка осталось на
уровне 0,8%, в абсолютном выражении увеличилось с 1,0 млн. до 1,1 млн.
абонентов.
© Сергей Аверин, аналитик ИАА "Сотовик"