Предметом рассмотрения данной части публикации является московский рынок сотовой связи.
Динамика доли московского рынка в объемах рынка сотовой связи РФ
? Замедление темпов роста абонентских баз на российском рынке приостановило снижение доли московского региона в объемах российского рынка. По итогам 2Q06 доля московских абонентских баз в объемах российского рынка осталась на уровне 18%.
? По нашему мнению, в долгосрочной перспективе московский рынок составит около 16% от российского рынка. При этом в денежном выражении (по объему доходов сотовых операторов) московский рынок будет составлять не менее 23% от российского рынка.
За 2Q06 абонентские базы* сотовых операторов московского региона выросли на 1,26 млн. абонентов и достигли 24,98 млн. Объем прироста абонентских баз в 2Q06 по сравнение с 2Q05 сократился на 14%.
*- здесь и далее в рамках данной статьи абонентские базы операторов по числу SIM-карт.
Поквартальная динамика прироста абонентских баз на московском рынке
? По нашим оценкам, в 2Q06 более 78% номинального прироста абонентских баз в регионе обеспечивается ростом доли абонентов, использующих более одной активной SIM-карты и ростом количества SIM-карт, которые абонентами реально не используются. Таким образом, реальный прирост абонентских баз в регионе составляет менее четверти от номинального прироста абонентской базы.
Абонентская база "ВымпелКома" в московском регионе к концу 2Q06 выросла до 9,79 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 0,27 млн.). Абонентская база МТС к концу 2Q06 выросла до 10,64 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 0,39 млн.). Абонентская база "МегаФона" к концу 2Q06 выросла до 4,33 млн. абонентов (прирост в 2Q06 ? около 0,59 млн.).
Доли операторов в приросте абонентских баз в 2Q06 на московском рынке
В группу "другие" операторы здесь и далее мы включаем SkyLink (IMT-MC-450) и "Корбину" (D-AMPS).
? Во втором квартале "МегаФон" удержался на лидирующей позицию по доле рынка в приросте абонентских баз.
? Доля рынка "ВымпелКома" в приросте абонентских баз снизилась в 2Q06 до минимального значения за период 2005-2006 гг.
Динамика долей операторов в 2004-2006 годах на московском рынке
Изменение долей операторов в 2Q06 и за период 2Q05-2Q06 на московском рынке
? За 2Q06 "МегаФон" "отобрал" у МТС и "ВымпелКома" еще 1,6% рынка. За последние 12 месяцев доля рынка "МегаФона" выросла на 4,3%.
? Максимальные потери в 2Q06 понес "ВымпелКом" ? доля оператора за квартал снизилась на 1,0%.
? Как показывает практика рынков сотовой связи, находящихся на этапе перехода к "зрелости", соотношение долей рынка основных игроков 42%-42%-15% является крайне неустойчивым для лидеров рынка. "Догоняющий" игрок рано или поздно получает заметно большую долю рынка, чем 15%. Одним из наиболее распространенных является распределение долей рынка в пропорции 40%-40%-20%. По нашему мнению, московский рынок также будет стремиться к данному распределению долей рынка основных игроков.
© Сергей Аверин, аналитик ИАА "Сотовик"