Операторов связи просят "Не беспокоить"
Госдума включилась борьбу со спамом.
"Единая Россия" предложила свое решение борьбы с SMS-спамом: остановить его распространение поможет создание специальной базы номеров "Не беспокоить". Внесение в нее номера будет означать, что абонент не согласен получать какую-либо рекламу по телефону. Операторы связи предупреждают, что создание централизованной базы номеров только упростит работу недобросовестным рекламодателям.
Депутат от "Единой России" Илья Костунов внес вчера в Госдуму законопроект по борьбе с недобросовестной рекламой по сетям связи. Он предлагает создать базу номеров "Не беспокоить" — федеральную информационную систему, в которой будут храниться номера, владельцы которых наложили запрет на получение рекламных текстовых и голосовых сообщений. В базе будет открытая часть, где будут публиковаться 10 цифр номера, и закрытая — c персональной информацией о его владельце. Кто будет создавать базу, обеспечивать ее функционирование, а также финансировать эти работы, должно определить правительство, сказано в пояснительной записке.
Сейчас по закону "О рекламе" распространение рекламы по сетям связи разрешено только при наличии согласия абонента на получение таких сообщений. Человек может в любой момент потребовать прекратить такие рассылки, даже если раньше давал согласие их получать. Однако, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, часто рекламодатели "прячут такое согласие в тексты анкет, договоров и других документов, которые потом действуют не один год". Кроме того, в законе не указан субъект, которому абонент должен дать согласие или отказ на получение рекламы. Включение номера в базу "Не беспокоить" будет прямым запретом на получение рекламных сообщений и будет иметь приоритет над данным ранее согласием абонента на получение рекламы, предлагает депутат Костунов.
В законопроекте не указано, на борьбу с недобросовестной рекламой в каких сетях связи, фиксированных или мобильных, он направлен. Сильнее всего от подобных навязанных им коммуникаций страдают сотовые абоненты, отмечает партнер ACM-Consulting Оксана Панкратова. По ее словам, в первую очередь речь тут идет о текстовой рекламе: доля спама в сетях "большой тройки" сейчас достигает 8-10% от общего SMS-трафика.
Представители "большой тройки" раскритиковали предложенные депутатом меры. "Факт включения номера в какой-либо список не означает, что у нас появляется право по своему усмотрению не доставлять какие-либо отдельные SMS,- объясняет пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина.- Фильтровать SMS-рассылки на рекламные и нерекламные мы не имеем права в силу тайны связи". "Из текста законопроекта не до конца ясна схема защиты абонентов от нежелательных SMS, доступность этой базы будет только на руку недобросовестным рекламодателям",- обращает внимание руководитель службы по корпоративным коммуникациям "Вымпелкома" Наталья Ташкеева. И в МТС, и в "МегаФоне", и в "Вымпелкоме" отметили, что уже предоставляют абонентам возможность блокировать нежелательные SMS и создавать свои "черные списки". При этом операторы сами блокируют спам с коротких и буквенных номеров. Только в МТС, как уверяют в пресс-службе оператора, в месяц пресекается до 37 млн сомнительных текстовых рассылок.
Инициативу господина Костунова вчера раскритиковали и его коллеги. "Обременять индустрию дополнительным сервисом, который явно будет носить затратный характер, нецелесообразно",- цитирует "РИА Новости" замсекретаря "Единой России" и вице-спикера Госдумы Сергея Железняка.