Абоненты спутали SIM-карты
Операторы сотовой связи России продолжают наращивать абонентскую базу, несмотря на финансовый кризис. По итогам прошлого года число активных SIM-карт достигло 187,8 млн, что на 8,6% больше, чем за 2007 год.
По данным "Коммерсанта", показатель проникновения в декабре 2008 года увеличился на 2,4 процентных пункта и составил 129,4%. При этом рост проникновения зафиксирован как в Москве (+3,3 п. п.) и Санкт-Петербурге (+3,1 п. п.), так и в регионах (+2,3 п. п.). Из операторов "большой тройки" самый высокий темп роста за отчетный период показал "Вымпелком" (+2,3%; +1 млн SIM-карт), затем идут МТС (+2,1%; +1,35 млн) и "МегаФон" (+1,12%; +0,48 млн).
В МТС утверждают, что большой рост абонентской базы в декабре во многом связан с кризисом. "Очевидно, в сложных экономических условиях пользователи задумались о тратах на связь и были готовы к переходу на новые тарифные планы. В этой ситуации МТС предложил целый ряд выгодных условий абонентам и смог привлечь новых пользователей",— говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, одним из самых успешных предложений стал тариф "Новогодний".
Представители "Вымпелкома" также утверждают, что рост абонентской базы вызван "удачной маркетинговой активностью". "Когда мы перешли на трехмесячное списание неактивных SIM-карт, разрыв между МТС и "Вымпелкомом" увеличился не в нашу пользу. В результате было принято решение усилить маркетинговую активность: например, был введен дешевый тариф "Добро пожаловать"",— говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая.
Партнер ACM-Consulting Антон Погребинский считает, что рост абонентской базы в период кризиса не показателен. "Во-первых, у операторов довольно либеральная политика учета абонентов: неактивные SIM-карты списываются за период от трех до шести месяцев,— говорит господин Погребинский.— Во-вторых, неизвестно, что скрывается за цифрами по новым подключениям: они могут быть раздуты за счет раздачи SIM-карт". Старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов считает, что об истинной динамике в декабре 2008 года можно будет судить только весной этого года. ""Вымпелком" и "МегаФон" объявят о декабрьском оттоке абонентов только по итогам первого квартала 2009 года, а МТС — по итогам второго",— прогнозирует господин Шувалов. По его словам, большой рост абонентской базы в конце года является нормой на рынке сотовой связи. "Такое происходит каждый год",— поясняет эксперт.
Иван Шувалов отмечает, что миграция абонентов на более дешевые тарифы может снизить и без того небольшие показатели ARPU (месячный доход с одного абонента) отечественных операторов. "Мы ожидаем, что снижение ARPU в долларовом выражении у "большой тройки" в четвертом квартале может составить примерно 20% по сравнению с третьим кварталом. Часть в эту цифру добавляют дешевые тарифы, но большее влияние окажет девальвация рубля по отношению к доллару",— говорит господин Шувалов.