Базу вызывали?
Для расширения пропускной способности своей сотовой сети в местах проведения крупных мероприятий «Билайн» использует специальную передвижную базовую станцию.
Этот автомобиль, оборудованный аппаратурой мобильной связи, прошел свое боевое крещение в 2007 году на авиашоу «МАКС-2007». Побывала МБС и вдали от «родины» — ее использовали для «умощнения» связи в Брянской области во время проведения Международного фестиваля искусств «Славянский базар». Через эту станцию звонили и посетители парка имени Горького, решившие посетить его под самый Новый год. В феврале 2009 года МБС была установлена на Воробьевых Горах, где проходил Этап Кубка Мира по сноуборду и фристайлу, а в мае «Билайн» разворачивал станцию для улучшения связи в период открытия Международного песенного конкурса «Евровидение-2009». Так же в мае нашлась работа для станции в Бородино во время проведения Детского военно-исторического праздника «Стойкий оловянный солдатик». Не обошлось без этой техники и на авиашоу «МАКС-2009».
Чтобы познакомить журналистов со своим необычным детищем, «Билайн» выбрал 6 сентября, когда в районе села Бородино проходила военно-историческая реконструкция битвы 1812 года. Мобильная БС была пригнана на место и поставлена на боевое дежурство за два дня до начала действа. О том, что члены экипажа этого авто приехали в поля не час назад, говорили их загорелые лица. Хотя, какой специалист, обслуживающий базовые станции, не имеет хорошего загара?! Работа на свежем воздухе очень способствует здоровому цвету кожи.
С этой базовой станцией я уже был знаком заочно — впервые журналистам поведали о ней почти год назад. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Машину с аппаратурой, благодаря выдвижной шестиколенной телескопической мачте было видно издалека. Как-никак все же 17 метров от поверхности земли!
Механизм подъема антенны расположен в задней части кунга.
Он работает практически в автоматическом режиме — достаточно нажать одну кнопку, включится двигатель компрессора, нагнетающего масло, и гидравлическая опора начнет поднимается.
Для этого в отсеке имеется бак с маслом емкость 200 литров. Зимой масло становится более вязким, и процесс подъема и спуска несколько замедляется. Кроме того, в зависимости от температуры масло может расширяться и сжиматься. Вот показания прибора с разницей в полчаса.
Поэтому предусмотрен автоматический контроль и регулировка давления масла в опоре. Его номинальная величина составляет 60 атмосфер, но можно настроить оборудование для поддержания этого параметра в диапазоне 20-90 атмосфер. В случае уменьшения давления до критического значения автоматически включается насос и подкачивает масло. Для визуального контроля уровня используется специальный датчик.
Телескопическая конструкция антенной мачты выбрана неспроста. Часто площадка, отводимая для установки автомобиля, имеет очень маленькие размеры и к тому же заасфальтирована, поэтому растяжки просто физически устанавливать некуда.
Гидравлическая мачта способна выдержать нагрузку массой до 30 тонн, что с лихвой перекрывает требуемые нормативы — нагрузка на опору в максимальной «обвеске» не превышает 150 килограммов. Как правило, на окончании мачты устанавливаются только сотовые антенны. Но есть там и поворотное устройство с дистанционной настройкой по углу места и азимуту для крепежа антенны радиорелейной станции, необходимой для организации радиоканала с ближайшей стационарной БС.
Такой вариант крепления антенны используется, если ближайшая базовая станция находится вне прямой видимости. Если же БС можно наблюдать визуально, то антенну релейной станции устанавливают на крыше машины. Именно такой вариант был применен в Бородино, так как голубая билайновская мачта виднелась невдалеке (такой необычный неброский цвет был использован по просьбе дирекции музея).
На крыше нам рекомендовали не совать голову в раскрыв релейной антенны. Мы думали, специалисты «Билайна» заботятся о нашем здоровье, но оказалось, что их больше волновали перерывы связи, могущие возникнуть в этом случае.
Хотя подъем и спуск антенн происходит в автоматическом режиме, при складывании мачты требуется аккуратно сматывать антенные кабели на барабан со специальными ручками. Всего таких фидеров внутри черной ленты находится семь — шесть для сотовых антенн и один для релейной антенны.
Релейная связь с ближайшей базовой станций не является единственным вариантом. В пределах 800 метров мобильную БС можно интегрировать в сеть с помощью специального лазера. Ну, а для городских условий предусмотрено подключение оптоволокна. И уж в совсем безвыходных ситуациях можно воспользоваться спутниковым оборудованием, позволяющем организовать 2 потока E1. В этом случае вся информация, принятая мобильной станцией от телефонов абонентов, будет транслироваться на спутник, а оттуда сбрасываться на билайновскую 3,7м антенну станции «приземления», находящуюся на улице 8 марта в городе Москва. Правда, для наведения мобильной «тарелки» автомобилю потребуется совершить небольшой круг почета. Это требуется для юстировки магнитного компаса, с помощью которого оборудование МБС осуществляет автоматический «захват» спутника. Специалисты утверждают, что можно и не делать данной процедуры, но тогда существенно увеличится время поиска спутника.
Помимо антенного, в автомобиле имеется еще два отсека — генераторный и аппаратный.
Оборудование станции можно запитать тремя способами — от встроенных аккумуляторов (максимум 3 часа), от стационарной сети 220 вольт (если таковая имеется поблизости) и от дизель-генератора, имеющегося на борту автомобиля. Последний снабжен подогреваемым баком на 600 литров топлива, что позволяет запускать его с пол-оборота даже в холодную погоду. При полном баке генератор способен работать в автономном режиме до 2 недель, отдавая в нагрузку 18 кВт. Как шутят специалисты «Билайна»,запас мощности таков, что к ним можно подключать и других потребителей. Такая вот базовая станция-электростанция на колесах.
В третьем, самом большом отсеке кунга оборудована аппаратная.
Так как сеть Билайна построена на оборудовании двух производителей — Alcatel и Ericsson, различающемся контроллерами, то мобильная БС по сути состоит из двух независимых базовых станций.
БС Ericsson отличается от аппаратуры Alcatel наличием стойки, поддерживающей работу в режиме 3G.
При полной «набивке» стоек (24 приемо-передатчика) базовая станция способна дополнительно к уже имеющимся в месте ее присутствия обеспечить одновременно еще 200 голосовых каналов. Кроме того, в аппаратной размещается стойка со спутниковым оборудованием.
Аппаратная оборудована системой кондиционирования и принудительной вентиляции, что позволяет без сбоев функционировать оборудованию в самых тяжелых климатических условиях.
Правда, во время «Бородинской битвы» погода выдалась вполне комфортная, как для техники, так и для людей, поэтому обошлось без проветривания аппаратуры.
Помимо МБС «Билайна» присутствовали на мероприятии и другие мобильные службы.
Гостей «Реставрации» развлекали ведущие. Один из них назвал главнокомандующего российскими войсками Иосифом Виссарионовичем Кутузовым! Для тех кто не понял, правильно — Михаи́л Илларио́нович, а у Иосифа Виссарионовича другая фамилия — Сталин. Правда, довелось из их уст услышать и ценную информацию. Оказывается, что на стороне русских войск участвовали башкиры, которых из-за того, что они использовали в битве лук и стрелы, прозвали «Северными амурами».
Короче, праздник удался!
© СОТОВИК