«Битлз» в iTunes бьет рекорды продаж
Всего за неделю нахождения на электронных витринах Apple iTunes продано 2 млн песен и 450 тыс. альбомов «ливерпульской четверки», причем лидерами спроса стали сборник Abbey Road и трек из него Here Comes the Sun.
Поклонники The Beatles радуются: в цифровом виде присутствуют все 13 крупных студийных альбомов группы, в наличии также три сборника и полный комплект стоимостью $149. Доступны два видеоролика, включая самый первый американский концерт в вашингтонском Колизее. Альбомы выложены в LP-формате, объединяющем фотографии, заметки, документы. В итоге их стоимость выросла с типичной 10-долларовой до $13. Потрековая покупка обойдется в $1,29 за песню.
Долгое время Apple, проводя переговоры с EMI Group и Apple Corps, держателями авторских прав, не могла добиться согласия на появление цифровых iTunes-копий песен и композиций «битлов». Есть мнение, что соглашения удалось достичь по причине незавидного финансового положения EMI: если ранее контора выплывала благодаря переизданию оригинальных дисков «Битлз», то теперь пришло время последней ставки — выхода на интернет-просторы.
Критики сомневались, что «Битлз» обретет iTunes-успех, ведь многие аудиофилы уже владеют представленными на онлайновых Apple-прилавках цифровыми записями. К счастью, пессимизм был споро похоронен; опять же молодое поколение с радостью примыкает к «битломанам». Что интересно, «Битлз» — вовсе не последняя из известных групп, которых не было в iTunes: к примеру, здесь по-прежнему нельзя найти записи AC/DC, Def Leppard, Kid Rock...
Кстати, компании Стива Джобса удалось обрести эксклюзивные права на единоличную цифровую торговлю музыкальным наследием «Битлз» вплоть до 1 января 2011 года. Другими словами, конкурентам вроде Amazon MP3, Microsoft Zune Marketplace, 7digital вновь пришлось несладко, а ведь Редмонд вовсю проталкивает свою новейшую мобильную платформу, располагающую доступом к Zune Marketplace.
Заметим, что в iTunes пока не выложены последние из «Битлз»-накоплений: например, двойные альбомы из серии Anthology, сборник выступлений на радио Live At The BBC и множество треков «россыпью» — не исключено, что EMI, сейчас снимающая сливки с одного и того же молока, сделает это позже.
Заработок сторон, участвующих в дележе «битлонаследия» неизвестен, однако может быть предположительно оценен. Так, Apple традиционно забирает 30 центов с каждой реализованной песни, значит, EMI отходят оставшиеся 99 центов, от которых надо отделить 9 центов музыкальному издателю Sony/ATV Music Publishing. Последний является совместным предприятием между Sony и наследниками Майкла Джексона — фирма владеет правами на 200 с лишним записей «Битлз»; остальные принадлежат Universal Music Publishing. У EMI остается 90 центов, и половина этой суммы отходит непосредственно группе. В итоге каждый из «великолепной четверки» получает по 11 центов с приобретенного iTunes-трека. Для сравнения: в 1980-х годах, когда музыка The Beatles появилась на компакт-дисках, продажа одного CD приносила доллар каждому «битлу».
© СОТОВИК