Газпромбанк повышает технологии
Газпромбанк приобрел 25% IT-холдинга Optima, системного интегратора и разработчика программного обеспечения, приблизительно за $50 млн. В среднесрочной перспективе возможно IPO Optima.
О закрытии сделки по продаже 25% плюс одна акция головной структуры группы Optima «Ъ» сообщили в пресс-службе группы. В пользу Газпромбанка проводилась допэмиссия, уточнил первый вице-президент банка Анатолий Милюков. По его словам, оценка всей Optima в рамках сделки составила менее 5 EBITDA. Источник со стороны продавца говорит, что цена близка к $50 млн.
Optima основана в 1990 году Валерием Шандаловым и Павлом Киселевым. Группа оказывает услуги системной интеграции, разработки софта, инжиниринга в энергетике и транспортной отрасли. Оборот в 2010 году составил $382 млн, из которых 48% пришлось на компании энергетического сектора.
«Вряд ли Optima с помощью Газпромбанка получит дополнительных заказчиков: все они проводят конкурсы и тендеры. А вот если банку нужна придворная компания, то это приведет к серьезному понижению эффективности Optima»,- предостерегает президент IT-холдинга «Ланит» Георгий Генс. Господин Милюков утверждает, что покупка доли в Optima — «портфельная инвестиция Газпромбанка в крупного и перспективного игрока на рынке высоких технологий». «В среднесрочной перспективе было бы разумно провести IPO Optima»,- добавил он.
Optima будет расти не менее чем на 15-20% ежегодно в течение нескольких лет, ожидает Анатолий Милюков. В то же время весь рынок в 2011-2015 годах может увеличиваться в среднем на 11,6% в год, до $41,1 млрд к 2015 году. Последняя сделка Газпромбанка в IT-секторе состоялась в сентябре, когда банк купил долю в разработчике ПО «Центр речевых технологий».
По данным Cnews, Optima входит в двадцатку крупнейших IT-компаний России, занимая 19-е место. Среди конкурентов Optima есть и биржевые компании, в частности «Армада» и IBS. По данным Bloomberg, коэффициент EV/EBITDA у IBS составляет 12,55, у «Армада» — 8,34. Для компании, которая может вырасти на 15-20% за год, оценка по мультипликатору в 5 EV/EBITDA — это «по нижней границе», говорит аналитик UniCredit Securities Надежда Голубева.