Google ринулась на защиту Android

   Автор статьи: Юрий Стрельченко

Интернет-корпорация обвинила крупных отраслевых игроков во враждебной, организованной кампании, направленной против ее мобильной операционной платформы Android. Утверждается, что гиганты вроде Apple, Microsoft и Oracle целенаправленно пытаются уничтожить Android.

Заявление, подготовленное Дэвидом Драммондом, старшим вице-президентом и директором по правовым вопросам Google, наполнено горечью:

«Я работаю в технологическом секторе более двух десятилетий. Microsoft и Apple всегда грызлись между собой, и теперь, когда они легли в одну кровать, следует задаться вопросом, что вообще происходит. А дело в следующем.

Android находится сейчас на невероятном подъеме. Свыше 550 тыс. Android-устройств активируются ежедневно: их выпускают 39 производителей и работают они в сетях 231 оператора. Android конкурирует с другими платформами настолько серьезно, что соперничество непрестанно рождает новые притягательные устройства и мобильные приложения.

Но успех Android возбудил враждебную, организованную кампанию противодействия, во главе которого стоят Microsoft, Oracle, Apple и прочие, потрясающие погремушкой из фиктивных патентов.

И делают они это совместно, например, через покупку старых патентов Novell (группа CPTN, в которую входят Microsoft и Apple) и интеллектуальной собственности Nortel (группа Rockstar включает те же имена). Они пытаются снять с каждого реализуемого Android-изделия 15 долларов патентных отчислений. Их цель состоит в том, чтобы Android стало накладнее лицензировать производителям, сейчас получающим ее бесплатно. Они судятся с Barnes & Noble, HTC, Motorola и Samsung. Патенты, изначально предназначавшиеся для поощрения новаций, ныне применяются как оружие против развития.

Любому смартфону можно предъявить 250 тыс. патентных требований (впрочем, по большей части сомнительных), и конкуренты хотят обложить подобным «налогом» Android-телефоны, сделав их более дорогими для потребителей. Они хотят осложнить жизнь производителям. И вместо соперничества путем вывода новых возможностей или устройств они занимаются тяжбами.

Антиконкурентная стратегия также наращивает стоимость патентов без оглядки на их реальную цену. Microsoft и Apple заплатили 4,5 млрд долларов за патентный пул Nortel, что почти в пять раз больше, нежели тот 1 млрд долларов, в который оценивалась покупка перед началом торгов. К счастью, закон осуждает накопление сомнительных патентов для антиконкурентных целей: не исключено, регуляторы разберутся с новыми владельцами Nortel-портфеля и этот патентный пузырь схлопнется.

Мы не наивны: технология — гибкая и непрестанно изменяющаяся отрасль, и мы стараемся оставаться верными своему бизнесу и выпускать каждый раз лучшие продукты. В данном случае мы посчитали нужным высказаться, чтобы прояснить наши позиции, сообразно которым мы намерены сохранить Android конкурентным выбором для потребителей. Посему мы попытаемся остановить тех, кто хочет подавить Android.

Есть немало способов противоборствовать нападкам. Так, мы поддерживаем решение Министерства юстиции, вынудившее упомянутую выше группу лицензировать патенты Novell на справедливых условиях во избежание создания антиконкурентной среды. Мы планомерно усиливаем собственный патентный портфель. Если же мы будем бездействовать, покупатели столкнулся с ростом стоимости Android-устройств — их выбор будет ограничен».

Главный юрист Microsoft Брэд Смит ответил Twitter-записью:

«Google утверждает, будто мы купили патенты Novell, чтобы Google не имела к ним доступа. Правда? А ведь мы предлагали совместно с ней участвовать в торгах. Google отказалась.»

Отклик интернет-гиганта поступил быстро:

Не удивительно, что Microsoft хотела бы отвлечь внимание, проталкивая ложные заявления в стиле «Попался!», будучи не в состоянии рассмотреть сущность проблем, которые мы подняли. А ведь мы совсем не случайно отклонили предложение Редмонда о совместных торгах. Целью Microsoft ставилось ограждение Google и производителей Android-устройств от любых патентов, которые могли бы использоваться для защиты от ее атак. Совместное приобретение патентов Novell, наделяющее всех участников лицензиями, попросту не даст никакой защиты Android, которую могли бы предложить искомые патенты. Зная, что эти патенты не защитят Android, Microsoft всё же попыталась заставить нас заплатить за их покупку, но мы не попались в подобную, кажется, гениальную ловушку.

Вмешательство Министерства юстиции, принудившего Microsoft продать купленные у Novell патенты, а группу победителей торгов (Microsoft, Oracle, Apple, EMC) выдать лицензии открытому сообществу, подкреплено решением регулятора о «необходимости защиты конкуренции и новаций в сфере открытого ПО». И такой шаг лишний раз подтверждает нашу точку зрения: конкуренты ведут патентную войну с Android и работают вместе, препятствуя получению нами патентов, способных сбалансировать обстановку».

Компания Билла Гейтса в лице вице-президента по внутренним коммуникациям Фрэнка Шоу аргументировала отказ Google якобы тем, что корпорация исповедовала эгоистичные намерения, желая лишь завладеть патентами, которые можно было бы применить против других. Будто бы Google вообще не заботится о технологической отрасли, но лишь печется о самозащите.

Кстати, в этом что-то есть: уместно вспомнить, какие странные ставки делала Google на Nortel-аукционе, когда денежные предложения поступали в забавной форме пи-подобных, математически точных констант типа 2 614 972 128 или 3 141 592 654. Не исключено, Маунтин-Вью понимал, что не сможет тягаться с другими ИТ-гигантами вроде Apple, располагающей невероятным объемом наличных средств. А присоединяться к какой-либо группе было не резон, ведь по итогам всё равно не получилось бы отказать той же Microsoft в существующем лицензировании Nortel-патентов. Другими словами, покупка не принесла бы Android никакой защиты.

Как бы то ни было подобные склоки свидетельствуют об исключительно устаревшем характере патентной системы США, которая попросту не в состоянии поспевать за современными технологиями. Ущербность ее очевидна: никакая «новейшая новинка» таковой не является, ведь она базируется минимум на одном из 10 млн зарегистрированных изобретений.

Любая компания, работающая на американском рынке, может быть подвергнута патентному преследованию: для этого достаточно вытащить на свет какое-нибудь древнее изобретение и начать активно совать его всем под нос, будто без него ничего не было бы. Вместо прямой обязанности защищать права на интеллектуальную собственность патентная система США превратилась в площадку для дорогостоящих дрязг и сутяжнических препирательств между компаниями, пикирующимися прошлым и настоящим вместо работы на будущее.

Вот почему Google, проигравшая в недавних торгах за интеллектуальный Nortel-портфель, требует проведения патентной реформы, правильно полагая, что патенты выступают «разрешенными правительством монополиями», которые блокируют внедрение новаций.


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 6 августа

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх