Инвесторы нашли «Яндекс» переоцененным

   Автор статьи: Владислав Новый

Из-за небольшой потери доли рынка акции поисковика упали на 13%.

«Яндекс» решил атаковать своего конкурента Google на его территории, купив 10% в американском стартапе — поисковике blekko. Но в России «Яндекс» впервые за последние годы начал терять долю рынка. В третьем квартале она снизилась всего на 0,5%, но этого хватило, чтобы по итогам среды акции «Яндекса» подешевели на NASDAQ на 13%. Это плата за публичность, до этого с аналогичными проблемами компания успешно справлялась.

Вчера «Яндекс» сообщил о приобретении за $15 млн миноритарной доли в американской компании Blekko, владеющей интернет-поисковиком blekko.com. Помимо «Яндекса», в раунде инвестиций в Blekko участвовали австралийский фонд МLC, а также существующие акционеры U.S. Venture Partners, CMEA Capital и PivotNorth Capital. Четыре компании вместе вложили еще $15 млн. «Яндекс» стал владельцем 10% Blekko, заявил «Ъ», источник, близкий к сделке. Таким образом, весь blekko.com был оценен в $150 млн. Ранее в Blekko инвестировали актер Эштон Катчер и один из основателей Netscape Марк Андрессен. «Мы верим, что у этого направления есть будущее»,- заявил генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож, который войдет в совет директоров Blekko.

Компания Blekko основана в 2007 году бывшими сотрудниками Google и Yahoo. Blekko.com ищет по сайтам, отобранным вручную и объединенным по темам с помощью «слэштэгов». По данным compete.com аудитория Blekko.com составила около 224 тыс. уникальных посетителей из США. Американская аудитория составляет 34% от общего количества посетителей Blekko.com, следует из данных Alexa.com.

С покупкой Blekko «Яндекс» продолжил международную экспансию. Неделю назад российский поисковик вышел на рынок Турции, запустив сайт yandex.com.tr. На этом рынке «Яндексу» придется соперничать с Google, занимающим почти 99% местного рынка.

Но выход «Яндекса» на рынок США, где Google контролирует 66% поиска, произошел одновременно с потерей позиций в России. На конец второго квартала 2011 года доля «Яндекса» на российском поисковом рынке составляла 64,6% (данные Liveinternet.ru). Но в августе доля «Яндекса» во всех поисковых запросах составила 63%, а к 29 сентября — сократилась еще до 61,1%. В то же время рыночная доля Google росла: в августе она составила 23,7%, а вчера составила 25,1%.

За день до этого акции «Яндекса» на NASDAQ рухнули на 13%, до $22,62 за бумагу, что на $2,38 ниже стоимости акций поисковика по итогам IPO в мае. По версии «Яндекса», падение котировок стало результатом недавней встречи с группой хедж-фондов. «Отвечая на вопросы о падении доли, Аркадий Волож отвечал, как всегда, искренне и прямо. Его откровенность могла быть истолкована как пессимизм о будущем компании»,- говорится в письме инвесторам «Яндекса», размещенном на Barron`s. Поисковик «оптимистично» смотрит в будущее, хоть и признавая, что причины снижения доли «Яндекса» в России связаны с усилением позиций браузера Chrome, а вместе с ним — и доли поисковика Google. Liveinternet.ru «важный барометр», но не единственный показатель качества поиска, отмечает «Яндекс». Кроме того, компания «успешно преодолевала похожую проблему (падения рыночной доли.- «Ъ») в 2007-2008 годах».

Вчера бумаги «Яндекса» продолжили падение. Открывшись ростом на 5%, к 22:00 мск они подешевели на 5,72%, капитализация составила $7 млрд. Максимальная капитализация «Яндекса» на NASDAQ составляла $12,5 млрд (25 мая 2011 года).

«Яндекс» с июля 2010 года не снижает рыночную долю на поисковом рынке ниже 60%. Но так резко — почти 4 п. п. за четыре месяца — свою рыночную долю поисковик еще не терял, говорит создатель Liveinternet Герман Клименко. Обычно «Яндекс» теряет аудиторию в период отпусков и по выходным, но в сентябре рыночная доля должна была расти, удивляется Алексей Тутубалин, партнер компании «Ашманов и партнеры».

Рост рыночной доли Google связан с активностью пользователей гаджетов на системе Android, а также с продвижением браузера Chrome, считает представитель Google Алла Забровская. В этом году Google проводил три рекламные кампании своего браузера, а в сентябре на браузерах Chrome отключили «окно выбора» поисковых систем. По умолчанию там установлен Google, а выбрать другой поисковик можно только в настройках, говорит госпожа Забровская. По данным Liveinternet, доля браузера Chrome на российском рынке с марта по сентябрь выросла на 4,8 п. п., до 15,8%.

«Google нащупал механизм, с помощью которого он может попытаться сдвинуть «Яндекс» с первого места на поисковом рынке. В перспективе Google сможет использовать Chrome как инструмент атаки на позиции «Яндекса» »,- считает Герман Клименко. В ответ поисковик также может провести рекламную кампанию, прогнозирует он.


© ИД «Коммерсантъ»

Новости за день

новости за 30 сентября

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх