«Яндексу» не до дивидендов
В рунете не осталось публичных компаний, которые выплачивают дивиденды. Акционеры «Яндекса» больше не получат выплат, компания предлагает зарабатывать на сделках с акциями на бирже.
Конкурент «Яндекса» — интернет-холдинг Mail.ru Group — после прошлогоднего IPO также пока что не спешит делиться прибылью с акционерами.
Когда «Яндекс» был частной компанией, дивиденды акционерам выплачивались, потому что «не было другого способа получить прибыль от инвестиций в компанию», говорит финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин. В 2003 году «Яндекс» первым в рунете выплатил акционерам $100 тыс., а в 2006-2010 годах — еще $74,5 млн. «После IPO «Яндекса» на Nasdaq в мае акционеры сами решают, когда продавать или покупать акции. Поэтому принято решение, что компания больше не будет платить дивиденды»,- поясняет господин Шульгин.
О том, что компания может отказаться от выплаты дивидендов в 2011 году и краткосрочной перспективе, «Яндекс» предупреждал в проспекте к IPO. На 30 сентября 2010 года чистый операционный денежный поток «Яндекса» составлял $158,7 млн. «В этом году мы осуществили значительные инвестиции в инфраструктуру и инвестировали в проект blekko, используя на это большую часть операционного денежного потока»,- поясняет Александр Шульгин. В дальнейшем свободные средства будут инвестированы в развитие «Яндекса», в частности строительство дата-центров, а также покупки долей в интернет-компаниях.
Один из российских конкурентов «Яндекса» — Mail.ru Group — также не выплачивал дивиденды после IPO, которое состоялось в ноябре прошлого года. «Решения о будущих выплатах будут приниматься исходя из ряда факторов, в том числе конъюнктуры мирового финансового рынка»,- говорит представитель Mail.ru Group.
В третьем квартале выручка «Яндекса» оказалась выше консенсус-прогноза аналитиков и составила $161,9 млн (рост на 65% год к году). Показатель скорректированной EBITDA «Яндекса» составил $73,3 млн, что на 54% выше, чем в третьем квартале 2010 года. При этом рентабельность по EBITDA «Яндекса» снизилась до 45,3% с 48,5% годом ранее, что связано с увеличением расходов на персонал, а также партнерством с «Рамблер», объясняет аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина. Рост выручки связан с увеличением количества платных кликов на рекламу на сайтах «Яндекса» и в его партнерской сети на 68%, следует из отчета J.P. Morgan. На открытии торгов на Nasdaq бумаги «Яндекса» подорожали на 11% (на 22:00 мск рост составил 7,5%), капитализация составила $8,9 млрд.
В этом квартале у «Яндекса» появился «серьезный вызов на дистрибуционном фронте», отмечает гендиректор компании Аркадий Волож. Если в июле рыночная доля в поиске «Яндекса» составляла 63,9%, то в октябре — уже 61%. А доля Google в то же время выросла на 2,6 п. п., до 25,6% (данные Liveinternet). Потеря рыночной доли обсуждалась на встрече Аркадия Воложа с инвесторами, их реакция привела к тому, что котировки «Яндекса» рухнули на 14% (см. "Ъ" от 30 сентября). Участники рынка также это объясняли активной рекламой браузера Google Chrome на телевидении. Господин Шульгин также не исключил возможность рекламы «Яндекса» на ТВ, но изменение дистрибуционной модели не приведет к дополнительным расходам, оговаривается он.