Колбаса — ориентир
Рентабельность крупнейшего в России сотового ритейлера — «Евросети», еще недавно убыточной, составила в III квартале 2009 г. рекордные 10,8%. Теперь цель компании — догнать по рентабельности розничные сети, торгующие продуктами.
Выручка «Евросети» по МСФО за III квартал 2009 г. из-за общего падения рынка сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33,2% до 15,247 млрд руб. Но чистая прибыль достигла 1,196 млрд руб., что в 2,12 раза больше результата предыдущего квартала (в III квартале прошлого года «Евросеть» и вовсе получила убыток в 991 млн руб.).
Но главным сюрпризом стал резкий рост рентабельности по EBITDA — за год этот показатель вырос с 2,7% до 10,8% (см. график).
Президент «Евросети» Александр Малис объяснил это повышением эффективности бизнеса и отказом от низколиквидного товара. Этим компания занялась сразу после смены собственников осенью 2008 г., когда 100% «Евросети» выкупил у основателей компании Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева предприниматель Александр Мамут, затем перепродавший 49,9% «Вымпелкому». С начала 2009 г. «Евросеть» серьезно сократила штат офисных сотрудников — с 7000 человек до 3000, а до конца 2009 г. их останется 2500, сказал Малис. Были сокращены также расходы на аренду торговых площадей. Фонд оплаты труда и аренда составляют около 50% расходов компании, в целом расходы сократились на 30% по сравнению с 2008 г., добавил финдиректор «Евросети» Дмитрий Мильштейн. «Евросеть» экономит практически всюду, где может: по 15 млн руб. в месяц принесло изменение графика выездов грузовиков со складов, еще 2,4 млн руб. — отказ от личных водителей, рассказывал ранее Малис.
Руководителя отдела по связям с общественностью «Связного» (1830 салонов связи в России и 60 в Белоруссии) Елену Ноготкову такие результаты «Евросети» не удивляют: 60% выручки компаний сотового ритейла традиционно приходится на второе полугодие, говорит она. Кроме того, наметилось восстановление рынка, спрос увеличился, добавляет Ноготкова. Показатели «Связного» за III квартал она не раскрывает. В 2008 г. рентабельность этой компании по EBITDA cоставляла 3,36%; у «Евросети» она в тот период была отрицательной.
Цель «Евросети», по словам Малиса, — добиться среднего показателя рентабельности в продуктовом ритейле — 10-15%. Для этого он обещает еще активнее сокращать издержки, вводить новые услуги и расширять ассортимент товаров. Правда, продавать колбасу «Евросеть» станет едва ли, сомневался в июньском интервью «Ведомостям» Малис.
Лидер российского продуктового рынка по рентабельности среди публичных компаний — «Магнит» завершил II квартал 2009 г. с показателем 9,8%, но этому предшествовали «10 лет упорной работы», замечает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колобова. А рентабельность по EBITDA у X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка» и «Перекресток», составила во II квартале 8,7%. Планы «Евросети» кажутся Колобовой «слишком оптимистичными»: рынок мобильного ритейла более конкурентный, чем продуктовый сегмент. Ближайший аналог «Евросети», по мнению аналитика, — не продуктовые ритейлеры, а продавец электроники «М.видео», который закончил первое полугодие с маржей в 5%. А президент «Связного» Максим Ноготков в мартовском интервью «Ведомостям» говорил, что у «успешных компаний», занимающихся сотовым ритейлом, EBITDA составляет от 2,5% до 4,2%.