Kontakt East сдал «Желтые страницы» в макулатуру
Шведский Kontakt East Holding, некогда крупнейший в России издатель телефонных справочников «Желтые страницы», полностью отказался от этого бизнеса из-за его бесперспективности. Вместо этого шведы решили развивать интернет-проект Yell.ru, собирающий отзывы о компаниях. В мире из подобных стартапов стать успешными смогли считанные единицы.
Издание в России телефонных справочников было основным бизнесом для Kontakt East с момента основания холдинга в 2006 году. Тогда он приобрел за €5,7 млн у шведской медиагруппы Eniro, специализирующейся на издании «Желтых страниц» по всей Европе, ее бизнес в Москве и Петербурге. В 2007-м Kontakt East купил за рекордные для этого рынка $18 млн своего конкурента, кипрскую YPI Yellow Pages Ltd, издававшую под тем же брендом «Желтые страницы» справочники в той же Москве, Петербурге, а также в Перми. Так шведы стали крупнейшим игроком на этом рынке.
Все эти годы Kontakt East был операционно убыточным, следует из отчетности одного из его акционеров, шведской инвестомпании Vostok Nafta. Так, в 2009 году чистый убыток достиг $18 млн при выручке $8,7 млн. При этом в последние годы ключевым активом стали уже не телефонные справочники, а сервис бесплатных объявлений Avito.
В этом году акционеры полностью отказались от издания справочников, рассказал "Ъ" Кирилл Стародубов, бывший гендиректор входившего в Kontakt East ООО «Желтые страницы», на которое был оформлен весь издательский бизнес. Сначала компания перестала выпускать справочник в Москве, а затем продала все ООО вместе с базой и технологиями менеджменту петербургского офиса. Данные ЕГРЮЛ это подтверждают: с апреля 2011 года учредителями ООО «Желтые страницы» стали Мария Медникова, Ирина Бобрик, Наталья Лукьянова и Юрий Атаманюк. Господин Стародубов отказался назвать сумму сделки. В своей отчетности Vostok Nafta указывает, что в 2010 году Avito был оценен почти в $66 млн, что составляет 87,2% всей стоимости холдинга. То есть стоимость бизнеса «Желтых страниц» была определена в $9,7 млн.
В 2008 году объем всего российского рынка телефонных справочников мог достичь $87 млн, ранее указывал в своих материалах Kontakt East. В кризисном 2009 году он упал примерно на 40%, а в 2010-м продемонстрировал нулевой прирост, оценивает Кирилл Стародубов. Второй по величине игрок этого рынка ИД «Пресском» в этом году также перестал издавать в Москве свой справочник, сообщил "Ъ" его гендиректор Алексей Ярохнович. Но, подчеркивает он, от выпуска справочника «Весь Петербург» компания не отказывается, хотя «объем рынка в последние годы падает». Третий крупный игрок — «Евро-Адрес» — по-прежнему издает свой справочник в Москве.
Вместо выпуска «Желтых справочников» Kontakt East теперь развивает сайт Yell.ru, специализирующийся на отзывах о самых различных компаниях. Эта тема крайне востребована, а ниша пока свободна, уверен господин Стародубов. За последний месяц «Яндекс», по данным его собственной статистики, выдал почти 13,75 млн показов на запросы, содержащие слово «отзыв». Прообразом для Yell.ru можно считать популярныe в США и Европе сайты Yelp.com и Qype.com, глобальная аудитория которых в минувшем июне составила, по данным comScore, 32,7 млн и 11,3 млн уникальных посетителей. В 2009 году Google Inc. вела переговоры о покупке Yelp.com примерно за $500 млн.
Подобные Yelp.com сайты — очень перспективное направление, соглашается Дмитрий Степанов, директор по продуктам объединенной компании «Афиши» и Rambler. Но, добавляет он, это венчурные проекты: в Америке из многих стартапов успеха добился только yelp.com. «Тот, кто разгадает мотивацию, заставляющую пользователя оставлять свой отзыв, и сорвет весь банк»,- отмечает эксперт.
Инвестиции в новый проект господин Стародубов не раскрывает, отмечая лишь, что по предварительным расчетам проект может выйти на самоокупаемость за пять лет. У Yell.ru уже есть в России конкуренты — например, Irecommend.ru. Он, как заявлено на его странице, платит авторам отзывов 50 руб. за каждые 1000 отзывов. По данным comScore за июнь, месячная аудитория Irecommend.ru составляет 698 тыс. уникальных посетителей, Yell.ru — 239 тыс., тогда как в целом интернетом пользуются 48,7 млн россиян.