Кризис бизнесу не помеха
2009 год Комстар провел по плану.
Несмотря на кризис, компания в прошедшем году продолжила свое успешное развитие. Главные причины этого, наверное, заключаются в правильно выбранной стратегии ведения бизнеса и в значительном снижении издержек. Так, в 2009 году Комстар сократил маркетинговые расходы на 18%, затраты на консалтинг — на 40% и на техобслуживание — на 13%. При этом денежный поток свободных средств вырос по сравнению с 2008 годом на 82% и достиг 10,8 миллиарда рублей. Также на повышении финансовой стабильности компании сказалось снижение процентной ставки по кредитной линии Сбербанка с 13,35% до 10,5% и перенос срока выплаты по кредиту на 27 сентября 2010 года. При этом дополнительно открыта трехлетняя кредитная линия на 5,8 миллиарда рублей с процентной ставкой 10,5%.
Все это позволяет Комстару достаточно уверенно чувствовать себя в регионах, где компания строит как свои собственные сети, так и приобретает местных операторов с их последующим присоединением к своей 100% дочке Комстар регионы. Тем более, что цены на вполне солидные местные активы сейчас находятся на сравнительно низком уровне. Именно исходя из таких критериев был куплен ярославский интернет-провайдер «ТензорТелеком». В настоящее время Комстар присутствует в 82 крупных городах и планирует в ближайшее время довести их число до 200. Таким образом, в сеть оператора попадут все более менее крупные населенные пункты России, с населением от 100 тысяч человек. Возможен выход и в другие регионы, но все будет определяться принципом экономической целесообразности. Например, на те территории, где Связьинвест является монополистом, Комстар пока выходить не планирует. А, вот, в других регионах пока МРК «Связьинвеста» занимаются реорганизацией и ослабили хватку, оператор собирается увеличить свою долю. В некоторых случаях магистральный трафик будет пропускаться по транспортной сети МТС.
Что касается Связьинвеста, то осенью 2009 года между АФК Система и Комстаром был подписан Меморандум, согласно которому в числе прочего госхолдинг передаст 23% акций МГТС, что позволит им довести пакет последней почти до 100%.
Консолидация пакета МГТС в одних руках очень важна, так как в Комстаре большое значение в своем бизнесе придают ее цифровизации и предоставлении на ее базе самых современных услуг. Полученную от МГТС прибыль планируется потом инвестировать в региональный бизнес. Пока же перевод сети на технологию IMS (IP Multimedia Subsystem) сам требует подпитки. Но с ее финансированием проблем возникнуть не должно, т.к. Комстар в 2010 году возвращается к докризисному уровню инвестиций. И если в 2009 году на развитие было потрачено только 8% от выручки, то в нынешнем эта цифра возрастет до 20%.
Планируется, что уже в 2010 первые 300 тысяч квартир в Москве будут переключены на сеть IMS. А до конца 2011 их число достигнет 1 миллиона. Президент Комстара Сергей Приданцев утверждает, что мощности сети IMS достаточно как для проведения 3D видеоконференций, так и для передачи через нее другого «объемного» контента.
С другой перспективной технологией, WiMAX, у Комстара складываются весьма своеобразные отношения. На территории Москвы у него к настоящему времени установлено всего 173 базовых станции. В этом году к ним добавится еще 70. При этом в компании под предлогом того, что не разделяют своих абонентов ШПД на мобильных и не мобильных, в очередной раз отказываются назвать число своих пользователей WiMAX.
Что интересно, в настоящее время Комстар ожидает частотного присвоения для WiMAX в 35 населенных пунктах в Подмосковье. При этом Сергей Приданцев не исключает, что в каждой точке будет поставлено всего по одной базовой станции. Складывается стойкое впечатление, что полученные частоты будут просто зарезервированы для дальнейшего использования, например, для развертывания сети LTE МТС.
В группе Комстар, МТС, МГТС планомерно сокращается количество торговых марок и брендов. Предполагается, что в 2010 году ребрендинг будет закончен, и на рынке останутся только две марки — МТС и МГТС. Под первым брендом будут предоставляться все услуги в регионах и услуги беспроводного доступа (WiFi, WiMAX и 3G) для премиум сегмента в Москве.
© СОТОВИК