«МегаФон» выходит в «Мобильный дозор»/ Новая услуга оператора для корпоративных клиентов
Благодаря «Мобильному дозору» абоненты «МегаФона» смогут не только отслеживать местоположение транспортных средств в режиме реального времени, но и оперативно получать детализированные отчеты и другую информацию о работе их узлов и дополнительного оборудования.
Сервисы по определению местоположения как транспортных средств, так и самих владельцев мобильных телефонов, «МегаФон» предлагал и ранее. Например, уже несколько лет в его сети действуют услуги «Навигатор» и «WEB-локатор». А в прошлом году в рамках тарифного плана «Смешарики» был запущен сервис «Маячок», предназначенный для контроля за детьми. Роднит все эти предложения то, что их работа основана на определении местоположения объектов с помощью базовых станций сотовой сети и точность составляет от сотен метров до нескольких километров. В «Мобильном дозоре» использован гораздо более точный механизм определения координат на базе спутниковых систем навигации GPS или ГЛОНАСС. Для передачи же данных как и прежде задействованы сотовые каналы оператора (CSD, GPRS/EDGE/3G, SMS). Новая услуга работоспособна в любом месте, где принимаются сигналы системы спутниковой навигации и сотовой сети. В том числе — и в роуминге.

Поставщиком решения является ЗАО «ЕНДС», работающее на рынке систем мониторинга подвижных объектов уже10 лет. В настоящее у компании имеются представительства в 55 регионах России, а также в Молдове и на Украине. В последней «ЕНДС» предлагает свою продукцию уже в течение 5 лет в сотрудничестве с партнерской компанией «Саттранс Навигатор» и оператором сотовой связи МТС. В настоящее время на Украине у «ЕНДС» насчитывается около 5000 тысяч абонентов. Самый крупные из них — металлургический завод им. Ильича и Нафтагаз. Столь низкое проникновение в компании объясняют тем фактом, что первые три года шла популяризация услуги и только в последнее время на нее появился стабильный спрос.
В качестве партнера ЗАО «ЕНДС» выбрано «МегаФоном» неспроста. Эта компания предлагает решения, нацеленные на самые разные сегменты рынка — начиная с мелких компаний и заканчивая крупными корпорациями. К тому же самому оператору было бы не по силам содержать большой штат разработчиков и обслуживающего персонала подобных систем. «ЕНДС» так же выгодно сотрудничество с таким крупным оператором, как «МегаФон», работающим в федеральном масштабе. Оба партнера рассчитывают на синергетический эффект от совместной деятельности.
Технически комплекс, предлагаемый в рамках услуги «Мобильный дозор», представляет бортовой блок, устанавливаемый на транспортное средство и способный не только определять координаты с помощью встроенного приемника GPS или ГЛОНАСС, но и передавать различную телеметрическую информацию по каналам сотового оператора на рабочее место оператора.



Для этого бортовое оборудование оснащается встроенным GSM-модулем с установочным местом для SIM-карты. Специально для «МегаФона» ничего не разрабатывалось — абонентам предлагается стандартное оборудование, применяемое «ЕНДС» в различных вариантах. На первых этапах своей деятельности специалисты компании использовали самые разные GSM-модули — начиная с мобильных телефонов и заканчивая специализированными разработками Siemens. В настоящее время выбор остановлен на модулях SIM-200 компании Sim Technology.

«ЕНДС» предлагает клиентам различные модели бортовых устройств, различающихся своим функционалом и, соответственно, стоимостью (12800 — 23000 р.).



Так некоторые из них, помимо всего прочего, позволяют осуществлять голосовую связь между водителем и диспетчером как в одностороннем, так и двустороннем режиме. Наиболее сложная 8-я модель оснащена 14 аналоговыми и цифровыми входами и выходами для подключения специализированных датчиков и исполнительных механизмов включая сложные уровнемеры горючего с 1% точностью.



Кроме того к устройству можно подключить до 2 камер, способных срабатывать при наступлении определенных событий, например, запуска двигателя. Все интерфейсы поддаются гибкому перепрограммированию, в том числе и дистанционному по GSM-каналу. Это позволяет не только осуществлять мониторинг, но и управление подвижными объектами.

Информация о срабатывании датчиков записывается как в память самого устройства (в стандартом варианте 4 Мб флеш-памяти на 32 000 событий и с возможностью хранения в течение месяца), так и по сотовой сети передается на рабочее место оператора. При этом клиент сам может установить условия и частоту записи и передачи информации. Например, по наступлению каких-либо событий — поворот, ускорение, превышение скорости, отклонение от маршрута, прохождение заданного расстояния и т.п.
Можно задавать зоны, маршруты, контрольные точки и временные параметры движения — при выходе из графика у оператора будет раздаваться тревожный сигнал.


Для исключения возможности вмешательства водителей в работу оборудования, предусмотрены специальные опечатываемые заглушки
Благодаря гибкой организации интерфейсов, информацию, передаваемую от подключаемых к бортовому блоку датчиков и специализированного навесного оборудования, можно использовать для оптимизации различных видов работ. Например, в сельскохозяйственной отрасли агроном с точностью до метров может в любой момент узнать объемы выполненных работ и рассчитать площадь вспаханных и засеянных земель.
С «Мобильным дозором» можно сократить затраты предприятия от 15% до 30% за счет оптимизации транспортных потоков и контроля целевого использования служебного транспорта. Что в свою очередь позволяет уменьшить стоимость продукции или услуг и повысить конкурентоспособность предприятия. Но все это возможно только вместе гибким программным обеспечением, которое «ЕНДС» вместе с аппаратурой поставляет своим клиентам. Благодаря ему вся информация с датчиков и все действия диспетчера и водителя записываются и формируются в виде отчетов. При этом клиенты могут отслеживать движение транспорта по маршруту в режиме реального времени, а также быстро получать детализированные сведения о пройденном пути, скорости и времени стоянок автотранспорта.




Карта передвижений доступна диспетчеру на сайте http://dozor.megafon.ru после авторизации. Наличие возможности диспетчеризации и формирования отчетов является выгодным отличием «Мобильного дозора» от «WEB-локатора».

Услуга «Мобильный дозор» подразумевает два варианта использования. Первый способ рассчитан на компании с небольшим автопарком. В этом случае вся информация с подвижных объектов клиента поступает на сервер «ЕНДС», находящийся в городе Орел.
Пользователь может с помощью WEB-интерфейса подключаться к этому серверу и работать со своими данными. Второй вариант рассчитан на крупные компании, которые приобретают программные продукты для собственных серверов и диспетчерских центров.
При первоначальном оформлении «Мобильного дозора» необходимо приобрести SIM-карту «МегаФона» с подключенной услугой и заключить договор с «ЕНДС» на покупку и установку оборудования. Все дальнейшие расчеты клиент осуществляет только с «МегаФоном». Специально для подписчиков услуги «Мобильный дозор» разработан тарифный план по которому за 800 рублей в месяц, наряду с обслуживанием оборудования, абонент получает 5 Мб предоплаченного трафика с щадящим округлением в 2 Кб и пакет из 20 SMS-сообщений.
В данный момент услуга запущена в Северо-Западном филиале ОАО «МегаФон», в Сибири и в Южном филиале ЗАО «Мобиком-Центр» (Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская области). На всей территории России услугу можно будет подключить начиная с 1 июля этого года.
По замыслу разработчиков наиболее востребован «Мобильный дозор» будет службами инкассации, такси и другого транспорта, а так же в строительной и нефтегазовой сфере.
© СОТОВИК