В I квартале 2010 г. «Мегафон» вернулся к росту — его доходы выросли на 10,8% по сравнению с показателем годичной давности. Однако за этот рост компания заплатила снижением рентабельности.
Вчера «Мегафон» объявил, что его выручка (US GAAP) выросла в первые три месяца 2010 г. на 10,8% по сравнению с I кварталом 2009 г., составив 46,7 млрд руб. Доходы компании возобновили рост впервые за полгода: в III и IV кварталах 2009 г. в годовом исчислении они почти не увеличивались (+1,2% и +0,04% соответственно). Правда, по сравнению с предыдущим, IV кварталом 2009 г. выручка «Мегафона» сократилась на 3,3%: сама компания объясняет это традиционным для начала года снижением деловой активности.
А причинами роста выручки по сравнению с I кварталом 2009 г. «Мегафон» называет увеличение числа абонентов и активное использование клиентами дополнительных услуг (беспроводной интернет-доступ, контент-услуги и др.). По данным AC&M-Consulting, «Мегафон» был лидером по набору абонентов в период с апреля 2009 г. по конец марта 2010 г.: его абонентская база в России увеличилась на 8,1 млн человек, у МТС — на 4 млн, а у «Вымпелкома» — лишь на 2,8 млн. А по итогам апреля 2010 г. «Мегафон» впервые в своей истории занял 2-е место в России по количеству абонентов, сместив «Вымпелком» на 3-е (см. статью на стр. 01). Дополнительные же услуги обеспечили «Мегафону» в I квартале 21,8% выручки — на 2,1 п. п. больше, чем годом ранее. При этом трафик передачи данных вырос в январе — марте вдвое по сравнению с уровнем предыдущего квартала.
Еще одна причина возобновившегося роста — абоненты стали более разговорчивыми. Если год назад один пользователь «Мегафона» выговаривал в среднем по 264 минуты в месяц, то теперь — по 272 (правда, в IV квартале 2009 г. этот показатель был еще выше — 285 минут в месяц). Тем не менее средний счет на абонента (ARPU) у оператора продолжает падать. В I квартале он составил 295 руб. — на 6,6% меньше, чем и год назад, и квартал назад. Хотя абоненты наговорили за три месяца на 21% больше, чем год назад (таким оказался рост голосового трафика), они стали чаще совершать звонки внутри сети, а они традиционно дешевле вызовов на сети других операторов, объясняет пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Зверева. Кроме того, показатель ARPU оказался размыт из-за резкого увеличения абонентской базы «Мегафона»: квартальная выручка компании за год выросла на 10,8%, а количество абонентов — почти на 19%.
За год уменьшился не только средний счет на абонента, но и квартальная рентабельность по OIBDA — на 3,8 п. п. до минимального за последние годы значения в 45,8%. А рентабельность «Мегафона» по чистой прибыли сократилась на 4,4 п. п. до 22%. Чистая прибыль снизилась из-за того, что финансовые вложения «Мегафона» в иностранных валютах стали в I квартале 2010 г. менее доходными: рубль укрепился, напоминает Зверева. А рентабельность по OIBDA уменьшилась из-за роста затрат на привлечение новых абонентов и комиссионных выплат дилерам.
Снижение рентабельности по OIBDA — ожидаемое событие: «Мегафону» пришлось заплатить за рост абонентской базы увеличением маркетинговых расходов, рассуждает аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Но его тревожит снижение средней стоимости минуты разговора — с 1,2 руб. в I квартале 2009 г. до 1,08 руб. в I квартале 2010 г. Он не уверен, что стратегия набора абонентов путем опережающего удешевления связи оправданна. По темпам роста доходов «Мегафон» может даже обогнать «Вымпелком» и МТС (за I квартал еще не отчитались), допускает Семенов, напоминая: когда разразился кризис, «Мегафон» единственный в «большой тройке» не стал повышать тарифы.