«МегаФон» выводит MegaLabs
«МегаФон» берет пример с испанской Telefonica, недавно выделившей в отдельный бизнес дополнительные услуги (VAS — value added services). Производством и разработкой контента, мобильной коммерцией и рекламой, облачными решениями «МегаФона» теперь займется его дочерняя компания MegaLabs.
Только в третьем квартале этого года на дополнительных сервисах сотовые операторы заработали в России 46,5 млрд руб.
MegaLabs создана на основе 100-процентной «дочки» «МегаФона» ЗАО «Интон», рассказал «Ъ» гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков. Гендиректором MegaLabs назначен Михаил Дубин, первый заместитель гендиректора «МегаФона». MegaLabs станет центром разработки дополнительных сервисов, в том числе новых для рынка. Среди приоритетных областей — контент и медиа, мобильная коммерция, мобильная реклама, облачные решения, e-government и другие, смежные с операторским бизнесом. Кроме того, на MegaLabs будет переведены все отношения с партнерами-разработчиками сервисов и услуг, например, с контент-провайдерами. Инвестиции в новую компанию в «МегаФоне» не раскрывают.
В качестве примера в «МегаФоне» называют «дочку» испанского оператора Telefonica, Telefonica Digital, созданную в сентябре. Среди ее задач — исследование и развитие цифровых услуг, таких как облачные вычисления, мобильная реклама, M2M (machine to machine) и электронного здравоохранения, создание глобальных партнерств. ««МегаФон» сегодня — достаточно большая компания, все новое должно проходить определенные процедуры,- поясняет Сергей Солдатенков.- В дочерней компании мы хотим упростить процедуру принятия решений, скорость выхода услуги на рынок крайне важна».
По оценке ACM-Consulting, по итогам третьего квартала на дополнительные услуги пришлось 23,1% выручки сотовых операторов в России, или 46,48 млрд руб. Лидером, с долей 40% был «Вымпелком», тогда как по количеству абонентов и размеру выручки от мобильного бизнеса оператор занимает лишь третье место в России. На долю «МегаФона» приходилось 37% VAS-рынка, а крупнейшего российского сотового оператора по абонентам и выручке, МТС,- 18%.
Партнер ACM-Consulting Оксана Панкратова отмечает, что наиболее быстрорастущими сегментами VAS-рынка сейчас являются передача данных, мобильная коммерция и мобильное ТВ. «Ежегодно доля дополнительных услуг в выручке операторов увеличивается на 1-2 п. п., что довольно хороший показатель. Например, в Западной Европе уже несколько лет она остается практически неизменной — на уровне около 30%»,- говорит госпожа Панкратова. По ее прогнозу, существенные изменения на рынке VAS могут произойти после массового запуска сетей 4G.
«В «Вымпелкоме» в рамках маркетинговой структуры существует дирекция по продуктам, в чьей зоне ответственности находится разработка новых сервисов,- говорит пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева.- Такая модель дает возможность более эффективного взаимодействия и реализации стратегии компании».
МТС создала отдельную дочернюю структуру на базе мультимедийного проекта Omlet.ru, напоминает пресс-секретарь оператора Валерия Кузьменко. «Основными направлениями бизнеса являются агрегация контента, реклама, платформенные решения, CDN (content delivery network), что требует оперативного управления и принятия решений по направлению инвестиций и могло быть затруднено в рамках процедур МТС как публичной компании»,- поясняет она. В то же время другие дополнительные сервисы в МТС считают более целесообразным развивать в рамках подразделений компании.