Миссия выполнима
Nokia продемонстрировала в Петербурге журналистам возможности своего картографического сервиса Ovi. Причем сделала это не просто, а в виде квеста с использованием коммуникатора E72.
Другой город для этой затеи был выбран, видимо, для того, чтобы максимально «заблудить» игроков и заставить их проникнуться возможностями как самого аппарата, так и сервиса Ovi map. Но кто из москвичей хотя бы раз не бывал в Питере, не говоря уже о журналистах, которые в большинстве своем исколесили его вдоль и поперек не один десяток раз! Чтобы основательно поводить народ за нос, надо было организовать квест где-нибудь в Нью-Йорке — там из наших бывали далеко не все, а если и бывали, то не так часто, как в СПб.
Честно говоря, в квестах мне участвовать уже приходилось и ранее. Например, в свое время пришлось основательно побегать по Москве с Sony Ericsson С702 (читаем здесь). Еще был забег в московском метро с перепрыгиванием чемоданов и расталкиванием толпы, посвященный окончательному покрытию Кольцевой линии сотовой связью от МТС (смотрим здесь). Но все это цветочки по сравнению с комстаровским квестом в малознакомом журналистам Ереване, к тому же полностью перекрытым в связи с приездом в Армению российского президента Медведева. Несмотря на все препоны наша команда тогда сорвала приз в виде небольшого бочонка коньяка.
Но все это дела давно минувших дней, а впереди нас ждал Санкт-Петербург, который, наверное, никогда не сможет надоесть, сколько бы раз ты в нем не бывал.
Эта поездка была необычна тем, что в этот раз в город на Неве мы отправилась на скоростном поезде Сапсан, способном развивать скорость до 250 километров в час. Зализанное со всех сторон детище Сименс смотрелось среди других угловатых составов спустившейся на рельсы летающей (хотя и вытянутой) тарелкой и многие старались его сфотографировать или попасть в кадр на его фоне.
Естественно, что от столь высокотехнологичного средства передвижения ожидалось соответствия внешнего внутреннему. Увы, все оказалось не столь радужно. Да, как в бизнес-классе самолета по вагону развозили бесплатные напитки, включая горячительные, а под потолком висели экраны, на которых можно было, воткнув на своем месте наушники, посмотреть «Неуловимых мстителей», но напрочь отсутствовали сетевые розетки. Вернее, на весь вагон два таких устройства было, но предназначались они для подключения пылесосов. Правда, отдельные товарищи, забыв про покой и комфорт, периодически заряжали через них свои мобильные телефоны. Я же, поняв, что мне в дороге попользоваться своим ноутбуком с дохлыми батареями не получится, стал наблюдать за коллегами, которые едва опустив пятые точки в кресла, тут же подоставали свои электронные причиндалы и стали пытаться подключиться к внутрипоездному Интернету. Увы, их потуги не увенчались успехом — сеть хотя и имелась в наличии, но никуда не пускала.
Пришлось расчехлить старую добрую Йоту. Правда, зона, где ловилась Йота, быстро закончилась, что учитывая скорость нашего состава в 200 км, совсем немудрено. Еще раз она мелькнула на экранах ноутбуков, когда мы пролетали Зеленоград, но потом исчезла до пригородов Питера.
Кстати говоря, как я ни глазел на вагонное табло, скорости больше 200 км/час я на нем так и не увидел. Видимо, у машинистов стоял ограничитель, чтобы состав случайно не взлетел на одном из виражей. Да, еще неплохо бы было выводить на табло не только скорость движения состава, но и скорость работы Интернета.
Как только наш Сапсан встал на крыло, неожиданно заработала поездная WiFi сеть. Но скорости она выдавала такие, что некоторые подолгу не могли запоститься даже в твиттере. Судя по всему, в качестве внешнего провайдера использовалась сеть сотового оператора, канал которой и раздавался в нашей стальной птице. А так как ноутбуки стояли чуть ли не на всех столах, то каждому доставалось по чайной ложке. Возможно, что интернет в вагоны закачивается из сотовой сети через штыревые антенны, установленные на крыше первого и последнего вагона, а раздается дальше вот из этого потайного купе.
Поезд сделал в пути несколько остановок, поэтому рекорда по минимуму нахождения в дороге мы не поставили. Тем не менее, времени на отдых перед забегом в гостинице у нас осталось вполне достаточно.
Утро следующего дня началось с мероприятия, на котором Екатерина Скоробогатова, менеджер по продажам услуг Ovi, Nokia Eurasia, рассказала о картографических сервисах и об исследовании компании «Идеальный маршрут».
Сразу хотелось бы отметить, что пешеходные и автомобильные карты Nokia Ovi в январе этого года стали распространяться бесплатно (читаем здесь). Обновление карт осуществляется раз в квартал. Сейчас пользователям доступна версия карт, подготовленная в 4 квартале 2009 года. Следующее обновление Ovi map будет осуществлено во второй половине апреля. При этом будет улучшено не только покрытие, но и внесены некоторые другие изменения, о которых сециалисты Nokia пока предпочитают не распространяться.
Следует предупредить пользователей Ovi map о том, что перед поездкой куда-либо стоит проверить обновление карт с помощью компьютера. Иначе во время путешествия они могут «постучаться» в мобильник для закачки, что может оказаться весьма затратным, особенно в роуминге.
Целью исследования «Идеальный маршрут», в ходе которого было опрошено 12 тысяч человек в 12 странах мира, было выявление трендов, происходящих на рынке мобильной навигации. В России в исследовании приняли участие тысяча респондентов в возрасте от 18 до 65 лет (50 % женщин и 50% мужчин). Оказалось, что россияне используют мобильный телефон для спутниковой навигации чаще австралийцев и французов, а, вот, автомобильные навигаторы у наших сограждан оказались не в чести. Последнее можно объяснить тем, что в России позже стали развиваться автомобильные навигационные сервисы.
В ходе исследования было так же отмечено, что россияне по сравнению с австралийцами и французами больше подвержены стрессу, когда заблудятся. Интересно, что часто опрашиваемые называют подсказки своих попутчиков или друзей, путешествующих вместе с ними, среди факторов, из-за которых можно заблудиться.
Тем не менее, видимо в силу огромных просторов нашей страны и частых поездок, россияне достаточно уверенно чувствуют себя в незнакомых местах. Об это заявили 59% из них. Они относительно легко ориентируются на местности — 76% опрошенных сказали, что в случае «заблуждения» им достаточно около 20 минут, чтобы снова вернуться на правильный путь. И ровно столько же готовы воспользоваться поговоркой «Язык до Киева доведет». При этом 45% респондентов предпочитают вернуться на правильный путь сами, с помощью подручных средств, а не спрашивать дорогу у других.
Для ориентирования в незнакомом месте 42% людей по-прежнему используют традиционный путеводитель или карту и лишь 24% — навигацию в мобильных телефонах.
Самое интересное, что 5% опрошенных заявили, что никогда не терялись. Врут, наверное, или просто никогда не выходили из дома.
Также в ходе исследования россиянам было предложено среди списка различных достопримечательностей выбрать на их взгляд самые-самые. Первое место занял Эрмитаж — за него отдали свои голоса 60% респондентов. Среди других достопримечательностей, набравших большое количество голосов: Петергоф — 52% и Кремль и Красная Площадь — 49%.
А самым привлекательным маршрутом с культурно-исторической точки зрения 78% россиян назвали маршрут по городам Золотого Кольца.
Неудивительно, что 93% опрашиваемых уникальным природным объектом назвали озеро Байкал, но странно, что Кавказские горы обошли по популярности вулканы Камчатки — (56 против 52%).
После рассказа о картографическом сервисе и изысканиях Nokia все участники игры были разбиты на команды, состоящие из 3 человек. В каждую группу «игрунов» добавили по сопровождающему со стороны Nokia, так, на всякий случай, чтобы журналисты не мухлевали — общественным транспортом не пользовались и друг дружку не выслеживали.
В нашу команду помимо меня вошел Эльдар Муртазин из Mobile-review и Александр Беленький из МегаФона. А в качестве присматривающего нам досталась главный картограф Nokia Екатерина Скоробогатова. Надо отметить, что Катя не только мужественно выдержала все наши забеги по Петроградской стороне, но и порой давала дельные советы.
Всего образовалось четыре команды — три из московских и одна — из местных журналистов.
На кратком инструктаже было рекомендовано опасаться сосулек и передвигаться по обледенелым тротуарам взявшись за руки. Надо заметить, что последнее было весьма актуальным, так как в Петербурге с уборкой улиц дела обстоят несколько хуже, чем в Москве.
Суть игры заключалась в выполнении заданий, поиске артефактов и агентов с очередными ребусами и головоломками. Конечно, с упором на возможности коммуникатора E72 и сервиса Ovi map.
Напоследок организаторы игры каждому члену команды выдали по маленькой бутылочке виски и снабдили загадочным напутствием — вы, мол, можете делать с ней что угодно — выпить, подарить или выкинуть, но она может вам и пригодиться. Естественно, что никто выпивать бутылку не стал, не говоря уже о том, чтобы ее выкинуть.
Снабженные напутствием и алкоголем команды вышли на старт.
Первое задание нашей команды содержало шараду, решение которой мы должны были сообщить тайному агенту в Петропавловской крепости. Требовалось всего-навсего уловить логику в построении выданного нам словесного ряда и завершить его недостающим словом.
Пока бежали к Иоанновскому мосту — пытались найти закономерность в цепочке: Любовь, дыхание, глаз, измерение, элемент, чувство, небо....
На ум ничего дельного не шло и было решено попытаться найти отгадку в Интернете.
Ответ нашелся мгновенно и был до безобразия прост: первая любовь, второе дыхание, третий глаз, четвёртое измерение, пятый элемент, шестое чувство, седьмое небо и... восьмое чудо света! С этим уже можно было поспешать в крепость на поиски агента.
День стоял солнечный, и жизнь шла своим чередом: какие-то мужики искали в Неве клад, а каникулярные детишки задрав головы изучали шпиль Петропавловки.
Мы же в поте лица искали на острове вожделенного агента в шляпе.
Два первых найденных типажа нас ничем не порадовали.
Какая-то девица странного вида предложила купить у нее шарики, но была культурно послана.
Наконец, под аркой был найден «стрелочник», у которого за «8 чудо света» мы получили новое задание.
Оно предписывало нам найти на территории крепости памятник Петру Великому и сфотографировать его с надутым воздушным шариком, для точного понимания размеров этого сооружения.
Тут-то нам и икнулась девушка с шариками! Эльдар помчался обратно к ней за вожделенным предметом, а мы с Александром двинулись к памятнику.
Увидев «бронзу», я сразу понял, почему в кадре устроители игры решили поместить какую-нибудь «точку отсчета» — скульптура, созданная Михаилом Шемякиным и подаренная им Питеру в 1991 году, была самой противоречивой из когда-либо виденных мной. Карлик в исполнении Шемякина был просто карикатурой на Петра — у него была маленькая голова, тучное тело и длинные худые пальцы.
Через несколько минут вернулся запыхавшийся Эльдар. Оказалось, что девушка, у которой мы должны были взять шарик — с хитрой резьбой и отдает резиновое изделие только при условии совместного с ней распития горячительных напитков! А бутылка Эльдара, что нам выдали перед забегом по городу, почему-то оказалась у меня в куртке (не виноватый я — он сам отдал)! В итоге пришлось к девушке на свидание бежать уже мне. И пить с ней пришлось тоже мне. Хорошо хоть не на брудершафт!
Зато в обмен на содеянное я получил три шарика, с одним из которых Эльдар и сравнил себя с Петром Первым.
В ответ на MMS с этой фотографией мы получили из Центра ответную SMS. В очередном задании приводились тактико-технические характеристики крейсера Аврора, который повидал и Русско-японскую и Первую Мировую войны. Нам необходимо было вычислить частоту FM-радиостанции, зашифрованную в эти параметрах: пушки 52 калибра (система Канэ) — 16, + 76,2 калибра (Зенитные пушки системы Лендера) — 8, Торпедных аппаратов — 5. Не знаю, послужил ли залп крейсера сигналом к штурму Зимнего дворца во время Октябрьской революции или это только красивая легенда, но частота у нас получилась 52-16+76,2-8-5 = 99,2 МГц. Теперь дело оставалось за малым — добежать от Петропавловской крепости до Авроры (а говорили никакой специальной физической подготовки не потребуется!) и там попытаться принять сигнал со следующим заданием.
На трапе парохода сигнал нужной нам станции приемником телефона еле ловился.
Зато он неожиданно окреп рядом с машиной, стоявшей на аварийке поблизости. За ее лобовым стеклом был закреплен странный значок.
Потом игроки одной из команд пожаловались мне, что долго не могли поймать полезный сигнал из-за сильных помех от других радиостанций. У нас же все прошло на удивление чисто и мы ясно услышали, что следующее задание ожидает нас на палубе крейсера где-то около антенного ввода. Эльдару это место было, видимо, знакомо по предыдущим посещениям крейсера и он уверенно отправился по трапу, я же , задрав голову решил визуально проконтролировать куда идет кабель от антенны.
Поблизости от нужного нам места нарисовался некто и порекомендовал искать задание во вдуве №95. Александр лихо открутил зажимы и достал конверт. Из сообщения мы поняли, что нам предстоит неблизкий путь.
Предстояло пробежать от Авроры несколько кварталов до памятника Альфреду Нобелю, находящемуся на Петроградской наб. 24.
За памятником нужно было найти номер телефона и позвонить, заменив в нем последние две цифры. Для определения этих цифр надо было с помощью E72 выйти в Интернет, узнать самое выдающееся изобретение Нобеля, определить процентную долю нитрат калия или натрия в стандартном виде этого вещества и вычесть её из атомного номера химического элемента названного в честь Нобиля. Ну, про динамит кто не слышал, да и с названием химического элемента Нобелий особых проблем не возникло. Осталось только уточнить атомный номер и процентную долю нитрат калия или натрия. Получиться должно было 102-27 = 75. Не помню уже с чем мы напутали, но номер у нас упорно не набирался — ни с выданного E72, ни с личных аппаратов.
Пришлось звонить в службу поддержки. В конце концов мы все же соединились со странным абонентом, который на грани разборчивости вещал из трубки буратинным голосом о какой-то Большой улице. Знали бы мы тогда, что это не последняя Большая улица, которую нам придется сегодня искать! Честно признаюсь, что с большим трудом на общем консилиуме с использованием бумажной карты (выданной мне работниками гостиницы, когда я накануне решил прогуляться по ночному городу) мы определили, что речь идет о Большой Посадской улице. Да, задача не была простой, тем более, что устроители игры, чтобы усложнить квест, замотали все дорожные знаки, встречавшиеся нам по пути.
Тем не менее, вскоре мы как коровы на льду, широко расставив ноги, вползли под арку в совершенно неубранный двор. Правильность нашего решения подтвердил очередной фирменный значок на стене.
Поблизости, у кучи мусора был обнаружен и тайный агент, который в ответ на пароль: «Мы от Нобеля, у вас есть для нас информация?» выдал нам очередное задание.
Задание, снабженное каким-то готическим знаком предписывало нам найти Балтийский дом и связаться с агентом Че Гевара. Во время очередного марш-броска по обледенелым тротуарам кто-то из членов команды сообразил, что надпись «...синие клыки...» исимвол на листке с заданием обозначает, что на месте нам необходимо будет воспользоваться функцией Bluetooth.
Но несмотря на нашу догадку в Балтийском доме ничего похоже на Че Гевару обнаружено не было, хотя мы, не особо смущаясь и не представляясь, прошли в фойе через первый уровень охраны, где Эльдар насел на единственного находившегося там мужчину: «Вы не из Нокиа?» В конце концов нас выпроводили из помещения, но сообщили, что за углом есть музей восковых фигур, а в нем — Че Гевара.
Герой кубинской революции на самом деле мерз перед входом, и как подобает настоящему бойцу, ничего нам просто так отдавать не собирался.
Наконец, в одном из карманов его брюк мы обнаружили шифровку, с информацией о том, что нам необходимо активировать Bluetooth и искать автомобиль с агентом.
Машина быстро нашлась у самого входа в планетарий, а в ней — сразу два весьма обаятельных спецагента, которые и законнектились с нашим E72 по «синему клыку».
Надо сказать, что очередное задание нас несколько озадачило: «Прибыв на место, изобразите из себя музыкантов и устройте концерт для розового бегемота, синего зайца и влюблённых медведей. Спойте им любую весёлую песню на улице. Чем громче и выразительнее вы будите петь, тем быстрее наш агент найдёт вас». По пути к месту встречи мы перебирали в уме мультфильмы, песенки и фильмы, которые хоть как-то проходили по данной теме, но потом наша фантазия иссякла и мы решили разобраться с этим радужным зоопарком на месте.
И тут произошла не то чтобы накладка, но некоторое недоразумение. Хотя устроители и попытались разнести все команды во времени и пространстве, но на самом подходе к нужной нам точке мы столкнулись с конкурентами. Они шли и улыбались, явно догадываясь, что нас ждет за углом.
А за углом нас ждала витрина с...разноцветными игрушками и девушка, стоящая чуть поодаль.
Когда мы попытались перед витриной вполголоса запеть выбранную заранее и на все 100% соответствующую погоде и происходящему песенку «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...», девушка с осуждением покачала головой. Мы смутились и замолчали. Но если девушка говорит «нет», это еще не приговор — часто это означает совершенно противоположенное, т.е. «да».
Неожиданно наша визави надела «агентские» очки и тут уж мы расстарались на славу, так что на нас смотрели все окружающие — кто с изумлением, кто с осуждением, а кто-то — очень даже понимающе! Март все-таки на улице.
От нашего кошачьего пения девушка растаяла и пригласила в магазинчик выпить глинтвейна (просто какой-то алкогольный тур).
Вдоволь насладившись ароматным напитком, мы стали пытать хранительницу игрушечного зоопарка о следующем задании. Но она повела себя как-то странно и стала говорить, что с заданием мы справились, и теперь все в наших руках. Мы уж грешным делом подумали, что игра закончена, но девушка все продолжала повторять, что все в наших руках. Услышав это в очередной раз, Эльдар перевернул свой пластмассовый стаканчик и обнаружил приклеенный к его дну жетон на метро. То же было и на других стаканчиках. Также на них присутствовало указание в поисках очередного агента проехать одну остановку метро на север.
Пожалуй, эта встреча с агентом была самая незамысловатая, но и самая стремная. На самом верху у выхода со станции метро Петроградская странного вида человек с зонтиком в ответ на наш вопрос достал из кармана маленькую баночку для анализов с надписью «Сходите по Большому»! На мой взгляд, выглядело это со стороны, как передача наркотиков.
Выскочив на улицу, мы обнаружили внутри банки бумажку со словами: «Встретив Бармалея, свяжитесь от него с центром по телефону. Кстати, зацените какую мелодию они поставили на звонок..». Данный этап игры то ли подустав, то ли еще почему, мы решили взять в лоб и стали искать туалет в надежде обнаружить около него кого-нибудь в костюме Бармалея. Потом родилась идея, что выше обозначенный персонаж может обитать в какой-нибудь харчевне типа Ростикса. Мы залетели в одно из таких заведений, но нас там никто не ждал. Тогда я стал приставать к прохожим с вопросом, а нет ли поблизости чего-нибудь, связанного с Бармалеем. Одна девушка модельной внешности просто улыбнулась мне в ответ, зато идущий следом за ней мужчина сообщил, что рядом есть улица Бармалеева. Взглянув на карту мы пришли к выводу, что надпись на полученной баночке «Сходите по Большому» надо расценивать как указание дойти до ул. Бармалеева по Большому проспекту.
Дойдя до обозначенного места мы стали искать агента и даже пристали к очередной девушке, звонившей по мобильнику на детской площадке. Увы, как и мужчина в Балтийском доме, она к Nokia не имела никакого отношения.
Звонок в Центр навел нас на странного персонажа в костюме мобильного телефона — мы не дошли до него всего несколько десятков метров.
Из неиспользованных функций E72 к этому моменту осталась только программа Shazam, предназначенная для определения названия музыкальных треков.
Человек-телефон включил свой мобильник и из его динамика на нашу Nokia E72 полилась мелодия. Приложение Shazam определило ее как песню «Romeo and Juliet» группы Dire Straits.
Теперь оставалось понять, каким образом эта информация связана с конечной точкой нашего приключения. Но думать нам долго не пришлось, т.к. всего в нескольких метрах от места встречи с последним связным мы обнаружили ресторан Сapuletti. Сомнений не осталось — мы на верном пути, и Juliet Сapuletti уже забронировала нам столик в этом славном местечке. Так оно и было на самом деле.
При подведении итогов оказалось, что первой пришла питерская команда. Ну кто бы сомневался! А наша команда, несмотря на форсированный режим перемещения по улицам города и коллективные мозговые штурмы, заняла лишь предпоследнее место. Нет, не так. Наша команда заняла почетное «бронзовое» третье место. Подождите-подождите! Питерцы шли вне конкурса, поэтому среди московских команд мы поднялись на вторую ступеньку пьедестала! Последняя формулировка будет, пожалуй, самой верной.
А, собственно говоря, какая разница? Погода была отличной. Настроение — тоже. И три часы игры пролетели, как одно мгновение.
Обратно в Москву поезд шел без остановок и, как хороший игрок, добрался до нее всего за 3 часа 45 минут.
© СОТОВИК