«Связьинвест» решил навести порядок в подконтрольных ему компаниях мобильной связи. Он выбирает для них единых поставщиков телекоммуникационного оборудования и биллинга.
Связьинвест«проводит тендеры на поставку сетевого оборудования и биллинга для мобильных «дочек» и «внучек», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к госхолдингу, и подтвердил первый заместитель его гендиректора Александр Провоторов. Тендеры по оборудованию проводятся отдельно для трех территорий — Дальнего Востока с Сибирью, Урала и европейской России. На каждой из этих территорий может быть максимум два вендора — для GSM- и CDMA-сетей.
С победителями будут заключены swap-договоры: вендоры выкупят у операторов старое оборудование, использовавшееся ранее, и взамен поставят новое, уточняет менеджер, близкий к организаторам тендеров. Таким образом, сотовым компаниям «Связьинвеста» придется заплатить поставщику только разницу в стоимости. Это подтверждает представитель одного из участников всех трех тендеров — китайской ZTE. Представитель Ericsson подтвердил участие своей компании в тендерах «Связьинвеста», но детали комментировать не стал. В Huawei и Alcatel Lucent отказались от комментариев, представитель Nokia Siemens не ответил на звонки «Ведомостей».
В конкурсах на поставку оборудования участвуют все крупнейшие производители, рассказывает сотрудник одного из поставщиков. А в тендере на поставку биллинга (системы тарификации и расчетов с абонентами) — только российские CBoss и «Петер-cервис», говорят собеседники «Ведомостей» в «Связьинвесте». На сетях мобильных операторов холдинга действуют системы только этих двух производителей, объясняют они. А переход на единую биллинговую платформу позволит ввести во всех регионах страны единые тарифные планы, сервисы и условия обслуживания — это станет подготовкой к слиянию мобильных активов «Связьинвеста», которое должно последовать за присоединением межрегиональных компаний холдинга к «Ростелекому».
Предложение «Петер-cервиса» менеджер, близкий к «Связьинвесту», считает более удачным, но окончательный выбор будет сделан позднее. Какие средства холдинг готов направить на замену биллинга, он не уточняет.
Коммерческий директор «Петер-сервиса» Екатерина Манахова подтвердила «Ведомостям», что компания участвует в объявленном «Связьинвестом» тендере. Коммерческие детали предложения она не раскрывает, но говорит, что «Петер-сервис» предложил OSS/BSS решение, позволяющее обслуживать абонентов GSM-, CDMA-, WiMax- и LTE-сетей, а также предоставлять услуги беспроводного интернет-доступа по всей территории деятельности мобильных подразделений «дочек» «Связьинвеста». «В предложение заложена возможность последующей консолидации мобильной и фиксированной абонентской базы, благодаря чему операторы получат единое конвергентное решение», — рассказывает Манахова. Конвергентный биллинг для расчетов по всем видам услуг связи уже действует в одной из межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» — «Уралсвязьинформе», говорит она. Также решение «Петер-сервиса» используется для обслуживания абонентов фиксированной телефонии, IP-телевидения и широкополосного интернет-доступа «Северо-Западного телекома». Кроме того, все МРК и магистральный оператор «Ростелеком» используют систему взаиморасчетов с операторами-партнерами «Петер-сервиса».
Представитель CBoss не ответил на запрос «Ведомостей».
Двое из операторов российской «большой тройки» — «Мегафон» и МТС — пользуются единым биллингом. У МТС это продукт российского «Ситроникса», а у «Мегафона» — американо-израильской Amdocs. «Вымпелком» совмещает биллинговые системы Amdocs и американской Comverse, но использует их раздельно: первую — только для расчетов с подписчиками кредитных тарифных планов, а вторую — только для prepaid-абонентов. Наличие единого биллинга для всех услуг позволяет, например, выставлять абонентам единый счет, объясняет представитель «Мегафона» Карен Асоян.
А вот в целесообразности заключения единого контракта на поставку оборудования представители «большой тройки» не уверены. Плюс такого решения — удешевление закупок благодаря увеличению их объема, соглашаются Асоян и пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. С другой стороны, у оператора возникает риск зависимости от вендора в будущем — со временем тот может начать диктовать свои условия, в том числе и ценовые, говорит Асоян. Кроме того, в момент замены старого оборудования на новое возможны перебои в сети, добавляет он. У «Мегафона», по его словам, нет эксклюзивных договоров ни с одним из поставщиков и оператор вправе в любой момент заменить его на другого по своему усмотрению.
«Вымпелком», по словам Айбашевой, тоже стремится к «разумному балансу между операционными и финансовыми рисками»: как правило, на все виды оборудования у оператора по два-три поставщика, что создает возможность выбора. Если же поставщик только один и у него возникают проблемы, это оборачивается проблемами и для оператора, добавляет Айбашева. «Вымпелком» оптимизирует закупки иначе — объединяя заказы всех своих бизнес-подразделений (отвечающих за мобильную связь, фиксированную и широкополосный доступ в интернет). В результате объем закупок оборудования у каждого из вендоров увеличился — и те предоставили объемные скидки.