Премьер Владимир Путин утвердил стандарты раскрытия информации, которые придется соблюдать операторам-монополистам. В частности, они будут обязаны раскрывать себестоимость регулируемых услуг и количество свободных номеров и линий.
Путин подписал постановление, утверждающее стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий в области связи, сообщила пресс-служба правительства. Руководствоваться этим документом (см. www.vedomosti.ru) должны, в частности, семь межрегиональных компаний «Связьинвеста», его дочерний «Ростелеком», «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), «Таттелеком», «Башинформсвязь» и ряд других региональных операторов, а также ФГУП «Почта России».
Раскрывать информацию они должны на сайтах и в печатных СМИ, а также в ответах на запросы пользователей. Часть этой информации уже открыта — например, тарифы на услуги связи и бухгалтерские балансы. Но операторам придется сообщать и кое-что еще — например, о соответствии стандартам качества «основных потребительских характеристик регулируемых услуг» (контрольные сроки пересылки писем, устранения повреждений на телефонной линии и др.). Отдельно нужно будет публиковать доходы от регулируемых услуг и расходы, связанные с ними. Тем самым операторам предстоит подтвердить свои же слова об убыточности услуг, оказываемых по регулируемым ценам.
Операторы больше не смогут отказывать в установке телефонов, ссылаясь на «отсутствие технической возможности». Они должны будут ответить абоненту, сколько незадействованных номеров и линий связи в каждом конкретном районе.
Документ подготовлен Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и согласован с Минкомсвязи, говорит сотрудник пресс-службы министерства. В силу постановление вступит самое раннее — через три месяца: ФСТ и Минкомсвязи предстоит еще утвердить формы, сроки и периодичность раскрытия операторами требуемых данных. Публикация этих данных может повлиять на выбор потребителя, а также госорганов, решающих, к какому оператору обратиться, надеется представитель Минкомсвязи.
Реально мало что изменится, скептичен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Информация, о которой идет речь в стандартах, может интересовать сторонних аналитиков, но не даст абонентам реальной возможности поменять оператора, объясняет он. Такая возможность возникнет, только когда у альтернативных операторов появится равный доступ к «последней миле» монополистов (кабели, ведущие в квартиры, номера и т. п. — «Ведомости»), а у абонентов — право менять оператора, сохраняя телефонный номер, считает Янин.
Частично стандарты все же вторгаются во взаимоотношения операторов — они предписывают монополистам публиковать технические и экономические условия присоединения других сетей. Но условия доступа к сетям публичны и сейчас, замечает первый заместитель гендиректора «Норильск телекома» Алексей Рокотян. А вот условия доступа к инфраструктуре, связанные с использованием имущества монополистов (канализация, технологические площадки и т. п.), закрыты, сетует он, и изменится ли это, из стандартов пока не ясно.
Сами монополисты убеждены, что уже сейчас максимально открыты. «Дочки» «Связьинвеста» давно прозрачны, а по требованию правительства готовы открыться еще больше, заверяет представитель холдинга Игорь Пшеничников. Новые требования во многом соответствуют и стандартам раскрытия информации МГТС, говорит Екатерина Невская, пресс-секретарь «Комстар-ОТС» (контролирует МГТС). Например, сведения о доходах и расходах по регулируемым услугам МГТС уже собирает и регулярно предоставляет в ФСТ и Федеральное агентство связи; если потребуется, компания будет сообщать эти сведения и широкой аудитории. Следовать стандартам готова и «Почта России», говорит ее представитель, обращая внимание: сейчас все ее услуги, регулируемые государством, убыточны.