MS-DOS отметила тридцатилетие
Тридцать лет назад, 27 июля 1981 года, Microsoft купила исходные коды дисковой операционной системы, разработанной фирмой Seattle Computer Products (SCP). Продукт, переименованный в MS-DOS, наделил компанию Билла Гейтса почти монопольным владычеством вычислений на ПК в течение двух десятилетий.
Хотя доподлинно известно, что MS-DOS приобрела популярность благодаря успеху IBM PC, корни ее берут начало в первых поколениях микрокомпьютеров.
В 1976 году свет увидел разработанный Microwave Instrumentation and Telemetry Systems (MITS) компьютер Altair 8800, конструктивной особенностью системной платы которого ставилось отсутствие каких-либо жестко встроенных модулей: по сути, она имела только набор 100-контактных разъемов (шин S-100), необходимых для подключения других плат. В роли последних выступали основные элементы компьютера (процессор, память) и дополнительные компоненты (терминал, последовательные и параллельные интерфейсы, адаптеры клавиатуры, дисплея, магнитофона). Другими словами, пользователь мог выбрать конфигурацию Altair 8800 по своему усмотрению: расширить память, модернизировать процессор, добавить новые функции. Именно она, шина S-100, обеспечила поразительную популярность Altair 8800, обусловленную гибкостью его конструкции.
В 1978 году небольшая фирма Seattle Computer Products (SCP) приступила к выпуску карт памяти для шины S-100. Часть своей продукции SCP реализовывала посредством специализирующегося на компьютерах магазина в Сиэтле. В этом магазине работал техником Тим Патерсон, хорошо разбирающийся в программировании.
Однажды, когда владелец SCP Род Брок в очередной раз приехал в магазин забрать новые заказы от покупателей, они разговорились — в итоге торговец пригласил толкового двадцатидвухлетнего парня к себе на работу, чтобы тот за 50 долларов в день занимался решением проблем, возникающих при использовании производимых SCP плат памяти.
В июле 1978 года появляется микропроцессор Intel 8086. Опытный Брок посылает Тима на посвященный новому продукту семинар, преследуя цели разработки платы с процессором 8086 для шины S-100 — фактически нового компьютера на базе Altair. Первые удачные прототипы появились уже в мае 1979 года. Тогда же SCP обратился в Microsoft с просьбой подумать о создании 16-разрядного программного обеспечения для своего компьютера.
В ноябре 1979 года SCP начала продажи искомых компьютеров с установленным Microsoft-интерпретатором Бейсика, который, впрочем, являлся скорее игрушкой, нежели полноценным языком программирования, так как не предлагал каких-либо удачных средств для написания стороннего коммерческого ПО, поэтому Брок принимает решение о создании операционной системы для своих машин.
На тот момент CP/M производства Digital Research, за которой стоял Гари Килдалл, была чуть ли не единственной операционной системой для 8-разрядных микрокомпьютеров, своего рода стандартом де-факто. Однако Брок отказался сотрудничать с Digital Research, хотя последняя, следуя за технологическим прогрессом, усиленно работала над CP/M-86, 16-разрядной версией ОС для компьютеров на основе процессора 8086.
Но даже к апрелю 1980 года CP/M-86 так и не выходит — Брок сильно обеспокоен. И действительно, кто купит компьютеры, пусть даже с новым 8086-чипом, но без набора программного обеспечения? Патерсон предлагает Броку написать собственную операционную систему, не дожидаясь, пока Гари Килдалл закончит CP/M-86.
План Тима состоял из двух этапов. Первым делом предполагалось создание «быстрой и грязной» (quick and dirty) дисковой операционной системы (DOS) — для того чтобы немедленно заполнить недостающее звено в цепи продаж компьютеров на базе Intel 8086. Далее намечалась тщательная отладка (так никогда, к сожалению, и не реализованная) готовой QDOS, котораязатем должна была явиться в двух версиях: одно- и многопользовательской. Брок соглашается.
В ходе создания QDOS Патерсон выбрал верную стратегию. Во-первых, внедрение совместимости с уже существующей 8-разрядной CP/M на уровне API-интерфейса существенно упростило создание и перенос программ под окружение новинки: всё выглядело так, будто вы занимаетесь разработкой под старой доброй CP/M, для которой было написано впечатляющее обилие софтверных продуктов. Во-вторых, желая наделить свою операционную систему максимальной эффективностью и быстродействием, он пишет ее на чистом ассемблере.
В период с апреля по июль 1980 года Тим тратит почти половину своего времени на создание QDOS. И уже в августе QDOS 0.11 начала продаваться в комплекте с 8086-компьютерами производства SCP. Брок вновь связывается с Microsoft, предлагая ей заняться адаптированием существующего ПО под окружение QDOS. Билл Гейтс выражает готовность, но... только за деньги.
В декабре 1980 года Тим выпускает новую версию QDOS под маркой 86-DOS 0.33. Именно ее исходные тексты, объемом где-то 4 тысячи ассемблерных строк, в последующем и приобретает Microsoft, раскошелившаяся вначале на 25 тысяч, а затем за право владения — еще на 50 тысяч долларов.
Дело в том, что Гейтс пообещал IBM, возжелавшей к концу лета 1981 года выпустить 16-разрядный ПК, предоставить операционную систему и набор сопутствующего ПО. И если второго было предостаточно, то первой в портфеле компании не было вовсе. А сроки поджимали.
В апреле 1981 года Тим Патерсон уходит из Seattle Computer Products, успев выпустить 86-DOS 1.0, а в мае по приглашению Гейтса устраивается на работу в Microsoft. Плюсы очевидны: необходимо избежать возможных скандалов вокруг авторских прав на 86-DOS, а также облегчить труд по адаптации этой ОС под запросы IBM.
В самом напряженном темпе, чрезвычайно эффективно используя отпущенное время, Патерсон, — до невозможности удивленный и даже рассерженный тем фактом, что заказчиком операционной системы выступает IBM, — всё же продолжает работу над 86-DOS. В июле он передает то, что имелось на данный момент, в форме местами недоработанной MS-DOS 1.0. Голубой гигант изменяет название операционной системы на PC-DOS 1.0 и начинает ее поставки вместе со своим IBM PC.
Необходимо понимать всю гениальность Билла Гейтса. Ему, уверенному в будущем «своей» ОС, удалось, во-первых, убедить IBM не заключать с его компанией исключительного лицензионного соглашения по передаче всех прав на MS-DOS, а, во-вторых, уговорить корпорацию продавать ПК отдельно от операционной системы. По условиям контракта, Microsoft не только получала некоторый процент с каждого реализованного IBM PC, но и сама могла торговать этой MS-DOS. Забавно, но нынешние менеджеры изучают детали этого договора в качестве примера катастрофической ошибки со стороны IBM.
Агрессивная маркетинговая политика Microsoft вкупе с невероятным успехом IBM PC и его клонов послужили созданию прочного 20-летнего фундамента для MS-DOS. В течение этого срока, вплоть до прихода на рынок Windows 95, она непрестанно развивалась, совершенствовалась и впитывала лучшие разработки третьих фирм, оставаясь при этом, конечно же, доминирующей системой в нише персональных компьютеров.
На сегодняшний день можно смело утверждать, что эпоха MS-DOS завершилась окончательно. Путь MS-DOS — путь любой мало-мальски успешной разработки в золотом веке персональных компьютеров. Опыт ее распространения — опыт своевременной и верной маркетинговой политики в отношении перспективных бизнес-решений. Итоги ее времени — поколение программистов на IBM PC, коммерчески наиболее удачной модели персонального компьютера.
© СОТОВИК