Межрегиональный ТранзитТелеком – от транзита к конечному пользователю
В начале декабря 2009 года были утверждены основные направления Стратегии развития компании на 2010 -2012 гг.
До настоящего времени львиную долю бизнеса МТТ занимал транзит трафика (собственно говоря, на сферу деятельности указывает и ее название). Компания исторически была монополистом в этом сегменте рынка и работала до определенного момента в комфортных, без наличия конкуренции с чьей-либо стороны, условиях. Но после того, как операторы «большой тройки» построили собственные магистральные сети, доход МТТ от пропуска транзитного трафика сильно снизился. По прогнозам аналитиков доля МТТ в секторе транзита трафика далее снижаться не будет, а если и будет, то не так драматично, как в предыдущие годы. При этом компания продолжает осуществлять маршрутизацию сигнального трафика и часть голосового по направлениям, которые сами операторы обслужить не смогут.
Еще одной важной составляющей бизнеса МТТ является предоставление услуг междугородней и международной связи. В денежном выражении этот сегмент составляет 80-90 миллиардов рублей, а на долю МТТ от общего объема в 2009 году приходилось до 10%. Тем не менее, и данное направление бизнеса для компании не является устойчивым. В нем также можно ожидать стагнации, тем более, что в регионах возможность перехода от одного оператора к другому часто декларируется лишь на бумаге.
Исходя из сложившихся реалий, в Стратегии развития компании на 2010-2012 гг. сделан упор на усиление позиций МТТ в сегменте пропуска межоператорского трафика и обеспечение активного роста на рынке услуг междугородной и международной связи для частных потребителей. Кроме того, в компании решили сосредоточиться на рынке конечных пользователей ШПД, который по некоторым оценкам будет расти на 15-20% в год ежегодно в течение ближайших двух-трех лет. В планах МТТ — завоевать не менее 10% российского рынка В2С ШПД. Сейчас МТТ готова запускать услуги ШПД практически в любом городе — все зависит лишь от наличия партнеров в данном регионе. При осуществлении своих планов компания будет действовать исходя из складывающейся обстановки — где-то приобретать готовые компании, а где-то — вступать в партнерские отношения с игроками местного рынка. Что касается приобретения готовых бизнесов, то крупных проектов в регионах осталось не так уж и много. Кроме того, некоторые из них слишком переоценены. Тем не менее, по словам Элдара Разроева, генерального директора МТТ, в компании сейчас рассматривается ряд предложений по приобретению операторов. При развитии партнерских программ с местными провайдерами МТТ готова предложить разные виды сотрудничества — кому-то будет предлагаться весь пакет собственных услуг, включая Интернет, кому-то — лишь отдельные услуги, например, местная связь. В отдельных случаях операторам последней мили МТТ может предложить услуги по модернизации их сетей. Дальнейшие варианты развития событий — продолжение партнерства или приобретение этих компаний.
В 2009 году Межрегиональный ТранзитТелеком в рамках партнерской программы начал предоставлять услуги ШПД в Ижевске, Томске и Ярославле. Общее количество домохозяйств, которые находятся в зоне обслуживания провайдеров-партнеров составляет боле 20 тысяч. Планируется, что на начало 2010 года техническая готовность площадок ШПД будет обеспечена в 30 городах РФ. Подтверждением того, что компания планомерно движется в выбранном направлении, говорит тот факт, что перед самым Новым годом МТТ запустила ШПД в Кемерово и Нижнем Новгороде. Во всех вышеназванных городах помимо высокоскоростного доступа в интернет пользователи в тестовом режиме могут воспользоваться услугой IPTV. Кроме того, на сети нижегородского партнера в 2010 году планируется приступить к тестированию VoIP-телефонии.
Партнером МТТ в Кемерово является ООО «КТС-Телеком», а в Нижнем Новгороде — ЗАО «Меганет». В совокупности число подключенных домохозяйств в этих городах составляет 5,5 тысяч. Сотрудничество с данными компаниями строится под брендом МТТ по модели полного аутсорсинга бизнес-процессов и продуктов. Но в настоящее время МТТ готовит к запуску и проекты, где ее продукты интегрированы в пакет услуг под брендом оператора ШПД. Как прозрачно намекнул Николай Чураев, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ТранзитТелеком, такого рода взаимодействие подразумевает в роли партнера достаточно крупного локального лидера рынка. Осталось дождаться 2010 года, чтобы посмотреть, кто этот крупный игрок.
© СОТОВИК