Музыка без слов
«Муз-ТВ» показывает рекламу до 49 минут в час вместо положенных по закону девяти минут, демонстрируя sms-анонсы, утверждает антимонопольная служба и требует убрать текстовые сообщения из эфира.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве признало ЗАО «ТВ сервис» (юридическое лицо телеканала «Муз-ТВ») нарушителем закона «О рекламе» и вынесло предписание об устранении нарушения, сообщила служба. Как установило УФАС, телеканал размещает в эфире в виде вставок, наложенных на кадр (так называемых плашек), текстовые сообщения для зрителей, к примеру «Звони 0730 общайся в эфире Муз-ТВ», «Sms 3200 в чат Муз-ТВ без очереди», «Иди на wap.muz-tv.ru полное собрание развлечений» (сохранена пунктуация оригинальных текстов). Подобные сообщения являются рекламой, поскольку направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование или поддержание интереса к платным услугам канала, считает УФАС.
По закону время показа рекламы на эфирных и кабельных каналах ограничено девятью минутами (15%) в час, но «Муз-ТВ» в июле этого года демонстрировал ее от 13 минут в час (22%) до 49 минут (82%), выяснило УФАС. Представитель канала Юлия Гончаренко говорит, что компания не считает sms-сервисы рекламой. Благодаря таким сообщениям зрители канала имеют возможность общаться в эфире, участвовать в конкурсах, указывает она. Скорее всего, теперь каналу придется убрать эти сообщения из эфира. «Мы обсуждаем с ФАС, каким образом мы можем устранить нарушения, на это у нас есть 30 дней», — заявила Гончаренко.
По оценке AC&M-Consulting, в прошлом году российские зрители потратили на sms-сервисы и голосовой интерактив телеканалов $70 млн, за первые шесть месяцев этого года — $35 млн. Для некоторых, прежде всего развлекательных каналов на заработки от такого рода сервисов может приходиться более 10% выручки, которой не хотелось бы лишиться, говорит топ-менеджер одной из телевизионных компаний. Совладелец кабельного канала «О2ТВ» Василий Лавров рассказал «Ведомостям», что его канал, как и многие другие, также использует анонсы таких сервисов в виде плашек, но пока не сталкивался с претензиями ФАС.
Мнения юристов о решении УФАС разделились. Надия Гореславская из Baker & McKenzie считает, что сообщения «Муз-ТВ» действительно можно признать рекламой, поскольку с их помощью канал призывает зрителей воспользоваться его платными услугами. А вот юрист одного из телеканалов, попросивший об анонимности, «категорически не согласен» с позицией ФАС. Подобными сообщениями анонсируется не услуга sms, а интерактивные возможности канала, считает он. Текстовые сообщения в данном случае — не отдельная услуга, а техническое средство для общения зрителей в эфире, поэтому признать такие анонсы рекламой нельзя, добавляет он.