На шесть лет назад
За первое полугодие в России продано на 34-36% меньше сотовых телефонов, чем годом ранее. Примерно на столько же упала и выручка ритейлеров.
В штучном исчислении продажи снизились на 36% и составили 10,49 млн (год назад — 16,4 млн), подсчитал крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть» (3700 салонов в России). В деньгах рынок просел чуть меньше — на 32,1% (с 86,6 млрд руб. до 58,9 млрд руб.). Второй квартал оказался хуже первого по темпам падения как продаж (42,2% и 29% к аналогичному периоду 2008 г. соответственно), так и выручки (34,3% и 29,8%). А общий объем продаж телефонов во II квартале впервые как минимум за четыре года был меньшим, чем в I квартале (5,03 млн и 5,46 млн соответственно). Правда, пик падения пришелся на апрель, в мае — июне продажи начали расти, а рынок — восстанавливаться, отмечает президент «Евросети» Александр Малис.
Бывший вице-президент «Евросети» по маркетингу (2002-2007 гг.), а ныне преподаватель программы «МВА-маркетинг» Академии народного хозяйства Владимир Богданов в целом согласен с данными бывшего работодателя. По его оценке, за полгода продано 10,75 млн трубок — это на 34% меньше, чем годом ранее, и даже меньше, чем в январе — июне 2004 г., т. е. рынок «отброшен почти на шесть лет назад». В деньгах падение составило, по мнению Богданова, 35%: продавцы заработали 54,6 млрд руб., чуть больше, чем за тот же период 2004 г. (см. график на стр. А1). Продажи трубок в кредит сократились за год еще больше — на 52% до 9,56 млрд руб. Если в январе — июне 2008 г. в кредит было приобретено около 19% телефонов, то нынче — всего 8%, следует из отчета Богданова.
Сейчас рынок оживает, соглашается с «Евросетью» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Люди преодолели ценовой шок начала года, когда телефоны резко подорожали из-за девальвации рубля, объясняет он. По данным «Евросети», средняя цена проданного телефона в I квартале (в начале которого сохранялись старые цены) составила 5520 руб., а во II квартале выросла до 5709 руб.
Во втором полугодии рост продаж продолжится, надеется ритейлер. Конец августа и начало сентября — обычно горячий сезон на этом рынке, а в IV квартале происходит предпраздничный всплеск продаж, напоминает пресс-секретарь «Евросети» Ульяна Смольская. Тем не менее в целом за год в России будет продано все равно на 39% меньше трубок, чем в прошлом, — 22,8 млн, прогнозирует «Евросеть». Муртазин более оптимистичен: в 2009 г. в России гарантированно будет продано 25 млн телефонов, а если не будет «второй волны» кризиса — 29-30 млн.
Второй по величине сотовый ритейлер России — МТС (2800 салонов) ориентируется на закрытые данные GfK, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Согласно этим данным, в первые пять месяцев 2009 г. продажи телефонов сократились, но не так сильно, как показывают «Евросеть» и Богданов.
«Связной» (1750 салонов) не стал делиться оценкой ситуации на рынке.