МТС готова закрыть i-mode / Статус и перспективы i-mode
Как стало известно "Сотовику", МТС прекращает развитие проекта i-mode. Основной причиной отказа от предоставления этой услуги в компании называют нехватку "передовых моделей телефонов". По сути, это один из первых шагов нового руководства МТС, направленных на оптимизацию расходов и развитие новой стратегии компании.
Станислав Федулов: "Главная причина — дефицит интересных моделей телефонов"
Бывший президент МТС Василий Сидоров, запуская эту услугу в сентябре прошлого года, прогнозировал, что в 2005 году число пользователей i-mode в России составит десятки тысяч человек, а в 2006 году ? сотни тысяч. Но надежды компании на быстрое развитие нового сервиса не оправдались. О главных причинах неудачи "Сотовику" рассказал Станислав Федулов, директор департамента по связям с общественностью МТС:
- Сколько абонентов сейчас пользуются i-mode?
Количество абонентов, подключивших услугу i-mode, превысило 100 000.
- Оправдал ли проект i-mode ожидания МТС? Если нет, то по
какой причине?
Нет, не оправдал, мы рассчитывали на большие продажи. Главная причина, по нашему
мнению, дефицит интересных передовых моделей телефонов, с поддержкой i-mode.
- Будет ли МТС развивать i-mode?
Мы развиваем те услуги, которые наиболее интересны абонентам и прибыльны для
компании. Например, мы видим активный рост рынка услуг на основе WAP благодаря
увеличению количества пользователей современных мобильных телефонов и появлению
большого количества интересных WAP-услуг. При этом МТС рассматривает возможность
реализации наиболее интересных возможностей i-mode, таких как мобильный e-mail и
подписка на услуги с автоматическим продлением на основе WAP. Мы не будем делать
дополнительных инвестиций в проект i-mode.
- Планирует ли МТС закрыть проект i-mode?
МТС не планирует закрывать данную услугу, пока есть абоненты, которые ей активно
пользуются. Мы можем вернуться к рассмотрению этого вопроса, если количество ее
пользователей будет сокращаться. Мы будем предлагать нашим клиентам более
интересные услуги. Если для проекта i-mode на рынке не появится интересных
моделей телефонов, мы закроем этот проект и предложим нашим клиентам
альтернативное решение.
- Будет ли расторгнут эксклюзивный договор со "Связным"?
Эксклюзивное сотрудничество МТС с сетью "Связной" по продаже телефонов i-mode в
ряде регионов России планировалось на период вывода услуги на рынок. Сейчас,
когда этот этап пройден, договор может быть пересмотрен или расторгнут.
Начало прозрачной оптимизации
Отказ от i-mode можно считать первым шагом нового руководства МТС, направленным
на оптимизацию расходов. А признание сервиса неперспективным ? отражение новой
стратегии, во главе которой была поставлена прозрачность компании.
Результаты первого квартала показывают, что необходимость
в изменениях назрела.
"Если комментарии бывшего руководства по поводу
результатов 2005 года только усугубили общую картину, то телеконференция нового
менеджмента настраивает инвесторов на умеренный оптимизм. Однако радует тот
факт, что руководство ставит перед собой задачу оптимизации расходов для
достижения маржи OIBDA не менее 50%. Среди других ориентиров новой команды
прозвучало достижение ROIC на уровне не менее 25% за пятилетний срок", ?
считают аналитики "БрокерКредитСервиса".
"Мы считаем, что во II-IV кварталах 2006 года МТС продемонстрирует улучшение результатов, благодаря сокращению расходов, повышению операционной эффективности и стабилизации ARPU", ? подтверждают мнение коллег аналитики "УралСиба".
История i-mode в России
История российского i-mode начинается 17 декабря 2004 года, когда ОАО "Мобильные
ТелеСистемы" и NTT DoCoMo подписали
соглашение о стратегическом
партнерстве по запуску сервиса i-mode. Запуск новой для России бизнес-концепции
предполагался в три этапа: к концу 2005 года услуги должны были быть запущены в
Москве и Санкт-Петербурге с расчетом на высокодоходных абонентов, в 2006-2008
годах i-mode планировалось запустить в городах России с миллионным населением и
на Украине, и, наконец, распространить услугу на другие регионы с меньшей
плотностью населения и с ориентацией на абонентов с низкой доходностью.
Весной 2005 года на выставке "Связь-Экспокомм-2005" компания МТС
продемонстрировала
первые модели телефонов с заветной "желтой кнопкой", обеспечивающей прямой
доступ к сервису и анонсировала поставщиков абонентского оборудования, которыми
стали NEC, LG и Samsung. Запуск i-mode в Москве и Санкт-Петербурге
произошел 15 сентября
2005 года.
С самого начала к амбициозного проекту МТС аналитики отнеслись скептически. При всей заманчивости i-mode и ее широком распространении в Японии есть различия, которые вряд ли позволяли ждать широкого распространения ее в России. NTT DoCoMo разрабатывала концепцию i-mode для широких слоев населения ? МТС, пускай на первых порах, рассчитывала на высокодоходных абонентов. Кроме того, сети GPRS в столицах в то время были достаточно загружены, чтобы обеспечить передачу данных с достаточной скоростью и качеством.
Однако потенциал у сервиса был.
Считаете ли Вы удобным, если информационные и развлекательные мобильные сервисы будут объединены в одной услуге?
Основной сложностью, которая встала на пути успешного распространения i-mode, была необходимость приобретать специальный телефон. Но необходимость покупать новую трубку ? половина беды. Ограниченный выбор абонентских терминалов ? препятствие куда более серьезное. На момент открытия сервиса в России были доступны всего 5 моделей телефонов с функционалом i-mode ? тонкий аппарат среднего класса NEC N343i (5300 руб.), аппарат с 1,3-мегапиксельной камерой NEC N411i (9600 руб.), две модели Samsung ? S342i (9000 руб.) и S410i (12 000 руб.) ? и LG L342i (5300 руб.). И их число за прошедшие 9 месяцев так и не увеличилось. "Выбор модели телефона не ассоциируется у потребителя с оператором, и тем более с предлагаемым им сервисом. Маловероятно, что абоненты будут приобретать конкретный телефон именно под определенный вид сервиса", ? говорит аналитик компании "Современные Телекоммуникации" Александр Корсунский.
Готовы ли Вы сменить мобильный телефон на более дорогую модель, чтобы воспользоваться новой информационной или развлекательной услугой?
Согласно опросу, проведенному ИАА "Сотовик", однозначное "да" смене телефона ради i-mode в сентябре 2005 года сказали лишь 12,46% опрошенных. Для более чем половины респондентов этот вопрос даже не возник ? они не были готовы расставаться со своим аппаратом. Проблему могли разрешить 29,56% колеблющихся: если МТС бы решился на дотирование телефонов с поддержкой i-mode (например, в виде срочных контрактов с обязательной подпиской на какие-нибудь сервисы), то желающих приобрести такой аппарат могло бы оказаться и больше.
© СОТОВИК