Пара фраз для Google

   Автор статьи: Кирилл Сарханянц

Google Inc одержала важную победу в Германии. Бундестаг, принимая в пятницу направленные против Google поправки к законодательству об авторском праве, фактически, вывел компанию из-под действия закона.

Нижняя палата парламента Германии, бундестаг, одобрил в пятницу большинством голосов законопроект, который позволяет издательствам взимать плату за цитирование их текстов поисковыми ресурсами и агрегаторами в Интернете. В ходе голосования в поддержку нового закона высказались 293 из 539 депутатов, 243 были против и еще трое воздержались.

Предполагалось, что этот закон должен негативно сказаться на поисковиках, прежде всего, на Google, являющимся лидером в данном сегменте рынка. Однако в последний момент в законопроект были внесены важные поправки, серьезно его смягчившие. В конечной версии, законопроект оставляет за поисковыми сервисами право свободного пользования «отдельными словами или небольшими фрагментами текста». Размер текста, разрешенный для свободного цитирования, уточнен не был.

За использование всего текста, авторские права на который будут по-прежнему принадлежать авторам СМИ, поисковые сервисы и новостные агрегаторы будут обязаны платить отчисления авторам статей. Размер данных выплат в законе, опять же, не уточняется.

Напомним, что ранее издатели сразу нескольких стран лоббировали принятие мер, которые заставили бы интернет-компании платить за использование текстов, принадлежащих различным издательствам, в результатах поиска. Главным противником этих мер был как раз Google, заявляя о том, что подобные законопроекты нарушают базовые принципы существования интернета. Пресс-секретарь Google в Германии Ральф Бреймер, отметил, что его компания не видит причин, по которым она должна платить издателям. Отметим, что сервис Google News, использующий в результатах поиска выдержки из текстов новостных сайтов, является их основным источником трафика.

В ряде стран, таких как Франция и Бельгия, Google добился соглашения с издателями газет. Председатель совета директоров Google, Эрик Шмидт, и президент Франции, Франсуа Олланд, подписали соглашение, по которому американская корпорация создала фонд по работе с французскими издательствами, чтобы помочь увеличить их онлайн-доходы, используя рекламные технологии Google. Сумма сделки составила тогда $82 млн.

Немецкие издательства с самого начала исключили всякую возможность сотрудничества с Google. В результате, издательские дома, такие как Axel Springer и G+J, которые вынуждены искать дополнительные финансовые ресурсы на фоне снижения выручки от продаж газет и журналов, и стали главными инициаторами данного законопроекта.

Теперь издатели вынуждены делать вид, что закон их устраивает. В совместном заявлении отмечается, что «печатные издательства теперь могут самостоятельно принимать решения о том, какими будут соглашения с теми поисковыми сервисами и новостными агрегаторами, которые захотят использовать материалы издательств в коммерческих целях».

Google же, после принятия поправок к законопроекту, фактически остался вне поля его действия, так как в своем сервисе Google News компания использует лишь короткие выдержки текстов. К тому же, компания является основным источником трафика новостных сайтов, так как большинство пользователей переходят на сайты СМИ через гиперссылку в результатах поиска.

По мнению экспертов, закон в его нынешнем виде опасен только тем веб-сервисам, которые работают на рынке «персонализированных газет». Данная услуга основывается на подборке и предоставлении материалов в полном объеме с сайтов различных изданий.

Для того, чтобы закон вступил в силу, он должен быть принят верхней палатой германского парламента — Бундесратом. Однако, контролирующие его социал-демократы могут замедлить его ратификацию, проголосовав уже после всеобщих выборов в сентябре.


© ИД «Коммерсантъ»

Новости за день

новости за 4 марта

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх