Перетягивание абонентов
Операторы «большой тройки» за первые девять месяцев этого года потратили на привлечение новых абонентов 33 млрд руб., подсчитали аналитики.
Большая часть этих средств пошла на переманивание клиентов друг у друга — продажи SIM-карт за указанный период выросли на 20%. При этом продажи новых сотовых телефонов сократились по сравнению с 2008 годом на 28%.
Количество реализованных SIM-карт на рынке России за девять месяцев составило 71,6 млн штук, подсчитал независимый эксперт по сотовому ритейлу, бывший вице-президент «Евросети» по маркетингу Владимир Богданов. На рынке розничных продаж сотовых телефонов за девять месяцев наблюдалось падение продаж по сравнению с продажами годом ранее на 28%, при этом реализация SIM-карт даже увеличилась по сравнению с прошлым годом на 20%. «Учитывая, что стоимость привлечения одного абонента у операторов около 600 руб., привлечение такого количества абонентов обошлось операторам в сумму около 33 млрд руб.», — резюмирует Владимир Богданов.
Соотношение проданных SIM-карт к количеству сотовых телефонов изменилось почти в два раза — с 1,4 в прошлом году до 3,4 на конец третьего квартала этого года. «Это говорит, конечно, не о возросших запросах, особенно в кризис, и капризах россиян», — говорит г-н Богданов. В первую очередь продажи SIM-карт были обеспечены переходами операторов от одной компании к другой. Отток абонентов за девять месяцев 2009 года составил 55,7 млн человек, что на 28% больше значения оттока за девять месяцев 2008 года.
«Отток является сильной головной болью операторов. И операторы для сохранения абонентской базы идут даже на ухудшение качества привлекаемых абонентов, — пишет в своем отчете г-н Богданов. — Именно об этом говорит то значение оттока, которое операторы имеют на сегодня. Для сравнения: японский оператор NTT DoCoMo в третьем квартале 2009 года имел отток 0,44% абонбазы, у «большой тройки» в третьем квартале этот показатель составил более 10%. Малый отток связан у западных операторов с большим количеством многомесячных контрактов, заключаемых абонентами с дисконтными телефонами. Российские операторы, на мой взгляд, для существенного уменьшения оттока должны достаточно оперативно разработать технологию продаж дисконтных телефонов с контрактами».
Старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что операторы сами поставили себя в неудобное положение: «Прекращение раздачи SIM-карт означало бы необходимость отразить в отчетности резкий провал по числу абонентов, сейчас отток «плохих» клиентов компенсируется набором новых. Из получивших SIM-карту абонентов только 8% пополняют счет более одного раза». Эльдар Муртазин оценивает стоимость привлечения одного абонента в 700-1000 руб.
© РБК