Персональная базовая станция – персональный тариф
Обострившаяся конкуренция, отток клиентов и снижение ARPU – вот лишь некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться участникам телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса.
Для снижения своих издержек операторы идут на любые меры и используют любые возможности. Например, зарубежные операторы предлагают своим клиентам специальные миниатюрные базовые станции, через которые те могут звонить по льготным тарифам. Это позволяет не только повысить лояльность абонентов, но и получить дополнительный доход. Подобное решение, выполненное по технологии femtocell, показывала на выставке «Связь-Экспокомм 2009» компания Alcatel-Lucent. Ее миниатюрная базовая станция 9365 Base Station Router Femto (BSR Femto), производимая совместно с компанией Sagem, позволяет организовать фемтосоту, поддерживающую одновременно до четырех голосовых каналов. А на Mobile World Congress был представлен чипсет, обеспечивающий работу БС сразу на 8 каналах.
Размеры такой базовой станции настолько малы, что она легко умещается даже на ладони.


Но главная особенность этого решения заключается вовсе не в его миниатюрных размерах, а в том, что данная БС может быть интегрирована в сотовую сеть с помощью обычного Интернет-соединения, а не специальных радиорелейных или оптоволоконных каналов связи. Это позволяет использовать 9365 Base Station Router Femto практически в любом месте, где есть доступ к Интернету по технологии DSL или WiFi.


Благодаря тому, что сотовые операторы для работы через такие фемтосоты предлагают специальные льготные тарифы, абоненты без опаски получения разгромных счетов могут осуществлять через такие БС не только голосовые звонки, но и подключать к ним другие различные устройства. Например, это могут быть камеры наблюдения, оборудованные сотовым модулем и установленные вместе с фемтосотой на даче или ином охраняемом объекте. Так как в некоторых странах подобные базовые станции законодательно приравнены к малоизлучающем устройствам (типа WiFi точек доступа), то пользователям разрешено перемещать их с места на место и без потери льготной тарификации. В нашей же стране пока на работу таких фемтосот требуется получать лицензию, как на эксплуатацию «взрослых» БС. Да и сами отечественные операторы еще не прониклись такими технологиями и не предлагают абонентам специальных льготных тарифов. Хотя стоимость фемтосоты производства компании Alcatel-Lucent уже сейчас не превышает 150 евро, что сравнимо со стоимостью мобильного телефона и вполне доступно для многих пользователей. А в дальнейшем можно ожидать и дальнейшего снижения этой ценовой планки.
Еще одно не менее интересное для операторов решение, позволяющее снизить отток абонентов и загрузку сети, а также повысить совокупный доход от инвестиций в существующую сетевую инфраструктуру предлагает компания Ericsson. Ее разработка
Dynamic Discount позволяет сотовому оператору реализовывать абсолютно новый способ тарификации услуг связи, напрямую зависящий от загруженности сегмента сети, в котором в данный момент находится абонент. При этом информация о предоставляемых скидках, величина которых может составлять до 99% от базового тарифа, в режиме реального времени отображается на экране мобильного телефона.
Первоначально решение Ericsson Dynamic Discount предназначалось для африканских операторов с целью сделать их услуги связи более привлекательными для пользователей с низким уровнем дохода. Так, по информации Ericsson, один из африканских операторов заявил о стремительном притоке абонентов — всего через два месяца после установки в его сети Dynamic Discount этим сервисом пользовались два миллиона человек, что составляет 60% общей абонентской базы компании. При этом потребление услуг возросло на 70%.
В настоящее время данное решение эксплуатируется в сетях уже 14 операторов.
© СОТОВИК