Польза бедных

Операторы сохранят выручку благодаря малообеспеченным абонентам.

Несмотря на массовые увольнения и снижение зарплат в корпоративном секторе, общие расходы на сотовую связь в России сохранятся на прежнем уровне, считают аналитики банка ВТБ. За последние два года прирост выручки операторов более чем на 80% обеспечивался наиболее бедными слоями населения, в том числе госслужащими. В 2009 году эти абоненты будут говорить на 20% больше, чем годом ранее, благодаря росту их зарплат в рублевом выражении. Этого будет достаточно, чтобы скомпенсировать потери от снижения расходов на связь в среде белых воротничков. При этом участники рынка уверены, что в 2009 году рынок все же столкнется с падением объемов потребляемого трафика.

По данным ВТБ, на объемы потребляемого трафика в 2009 го­ду будет влиять в том числе общий рост безработицы в стране. Большинство абонентов, потерявших работу, сократят издержки на сотовую связь до 50%, таким образом суммарный объем трафика в текущем году может сократиться на 4%. Однако негативный тренд будет нейтрализован за счет роста потребления услуг мобильной связи среди малообеспеченных слоев населения, в том числе госслужащими. В 2009 году эти абоненты будут говорить на 20% больше, чем годом ранее, благодаря росту их зарплат в рублевом выражении.

Большинство отраслевых экспертов считает, что затраты на связь все же упадут, и падение будет продолжаться, пока растет безработица. По словам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, госслужащие, даже при постоянной индексации зарплаты, не будут больше тратить на сотовую связь. «Такой человек скорее потратит надбавку на продукты питания, нежели пополнит счет на мобильном телефоне», — уверен г-н Савватин. При этом, по его мнению, на уровень трафика будет влиять и общий уровень безработицы в стране. «Если к концу третьего квартала ее уровень остановится, то можно смело говорить, что объем потребления услуг сотовой связи тоже стабилизируется», — продолжает он. По данным г-на Савватина, по итогам второго квартала ARPU сотовых операторов может сократиться на 10-15%.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая уверена, что при подсчете объемов трафика следует учитывать объем реальных располагаемых доходов у населения, которые продолжают сокращаться за счет роста цен на практически все группы товаров и высокой инфляции. Малообеспеченные слои населения больше подвержены влиянию роста цен. По ее словам, в случае с мобильной связью действует бюджетная модель потребления: независимо от тарифа абонент выделяет строго определенную сумму на связь из своего личного бюджета и редко расходует больше этой суммы. «Сейчас этот бюджет сокращается, и мы видим тенденцию к экономии средств, прежде всего путем ухода с более дорогих на более дешевые направления», — говорит г-жа Осадчая. По словам пресс-секретаря «ВымпелКома» Екатерины Осадчей, оператор не видит существенного снижения потребления голосового трафика. «В корпоративном сегменте сейчас наблюдается либо отказ компаний оплачивать сотовую связь своим сотрудникам, либо существенное ограничение объема оплачиваемого трафика. Мне слабо представляется рост трафика за счет госсектора», — говорит г-жа Осадчая. При этом, по мнению пресс-секретаря МТС, сложившаяся экономическая ситуация может помочь уменьшить отток пользователей и повысить лояльность абонентской базы, что в долгосрочной перспективе является оптимальной стратегией.


© РБК

Новости за день

новости за 8 апреля

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх