Введение новых правил для владельцев терминалов в России скажется и на кошельках потребителей.
Владельцы терминалов вынуждены оснащать терминалы кассовой техникой, а в некоторых случаях — заключать соглашения с банками, передавая аппараты в их собственность, что увеличивает их издержки. Как стало известно РБК daily, в целом по стране комиссия за оплату услуг через терминалы по России за последний месяц увеличилась на 1-2 п.п.
Комиссия за оплату услуг через терминалы увеличилась в среднем на 1-2 п.п. по стране, рассказал РБК daily президент холдинга OE Investments (бренд QIWI, всего контролирует около 100 тыс. платежных терминалов) Андрей Романенко. Таким образом, на многих терминалах размер комиссии достиг 10%. По словам г-на Романенко, это связано в том числе с тем, что владельцы терминалов вынуждены заключать партнерские соглашения с банками, которые фактически теперь становятся владельцами терминалов. «На использование такой схемы вынуждены были пойти многие агенты, после того как их, начиная с 1 апреля, обязали оснастить все аппараты контрольно-кассовой техникой (ККТ). По закону, если терминалом владеет банк, ему необязательно оснащать терминал контрольно-кассовой техникой», — поясняет г-н Романенко.
Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким признает, что введение новых правил скажется на кошельках потребителей. По подсчетам НАУЭТ, в среднем комиссия выросла на 1-1,5 п.п.: если в марте в среднем по стране она составляла 7%, то в конце апреля пользователи вынуждены будут платить за пользование терминалом от 8 до 8,5% от суммы платежа. «Это связано с тем, что часть владельцев терминалов вынуждены нести дополнительные издержки, оборудуя свои терминалы новой техникой. В некоторых случаях владельцы терминалов заключают соглашения с банками, передавая терминалы в их пользование. Это дешевле, чем оснащать каждый аппарат ККТ, однако также требует дополнительных затрат», — говорит г-н Ким.
По его словам, число терминалов в России сокращается. «Из-за того что не все успели провести фискализацию вовремя, происходит отключение терминалов. Всего на сегодняшней день в России нерабочими остаются 15-20% аппаратов. Однако мы ожидаем, что рынок восстановится уже к концу апреля», — констатирует г-н Ким. Он отмечает, что восстановление не будет полным — по подсчетам НАУЭТ, с рынка исчезнут 5-10% от общего количества терминалов: их владельцы, предполагают в ассоциации, посчитают дальнейшее развитие бизнеса нерентабельным.
Закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» вступил в силу с 1 апреля. Этот документ регламентирует деятельность платежных терминалов на территории России. Одно из основных его положений — обязательное оборудование всех терминалов контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью. Партнерство с банками привело не только к увеличению комиссии для пользователей, но и к тому, что ряд банков начал сотрудничать с владельцами терминалов по «серой» схеме. В понедельник ЦБ заявил о том, что проводит специальное расследование в отношении порядка 40 банков и кредитных организаций, которые используют различные «серые» схемы в работе терминалов. Как сообщил первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян, Банк России уже рассмотрел схемы работы с терминалами двух кредитных организаций, где терминалы фактически принадлежат банку, который сдает их в аренду терминальным структурам. «Мы не знаем, куда уходит эта наличность», — цитирует ИТАР-ТАСС слова г-на Меликьяна, который уточнил, что эти операции «не проходят по бухучету и не учтены фискально».
© РБК