"Вопрос модели приватизации "Связьинвеста" необходимо перенести на период, когда закончится финансовый кризис"
Член совета директоров госхолдинга Леонид Рейман о будущем телекоммуникационной отрасли
Леонид Рейман покинул Мининформсвязи (позже было преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций, Минкомсвязи), возглавляемое им четыре года, в мае 2008-го, после чего был назначен советником президента РФ Дмитрия Медведева, а затем секретарем совета по развитию информационного общества при президенте. Но в феврале господин Рейман вернулся к оперативной работе, став членом совета директоров "Связьинвеста". О том, как телекоммуникационная отрасль переживает финансовый кризис, о росте тарифов операторов связи, а также о возможных сценариях развития "Связьинвеста", в своем интервью, первом после ухода с должности министра, ЛЕОНИД РЕЙМАН рассказал "Ъ".
- Почти год вы не являетесь министром связи, не принимаете участия в регулировании этого рынка. Как со стороны видится то, что происходит в отрасли?
- Телекоммуникационная отрасль, как и вся Россия, переживает период экономического кризиса, и нельзя сказать, что он не отражается на ее развитии. Отрасль — часть экономики России и находится в этих же условиях. Но ее развитие продолжается, растет количество абонентов, есть положительная динамика, но опять же с поправкой на кризис. Отрасль связи, как и другие, зависит от потребителей. Хотя население продолжает стабильно пользоваться услугами телекоммуникационной отрасли.
- Ряд экспертов высказывают мнение, что телекоммуникационная отрасль способна пройти кризис с наименьшими потерями.
- Анализ кризисов предыдущих, в частности 1998 года, показывает, что значительного сокращения объемов телекоммуникационных услуг не происходит, а зачастую, наоборот, отмечается их рост. Да, корпоративные клиенты сворачивают потребление услуг. Другое дело, что в условиях кризиса та же отрасль IT может получить дополнительные преимущества за счет международного разделения труда. IT-компании могут воспользоваться этим в плане наращивания экспорта и присутствия на международном рынке.
- С февраля у "Связьинвеста" новый совет директоров, в котором сразу пять независимых директоров. Насколько, по вашему мнению, требование государства максимально заменить в советах директоров госкомпаний госпредставителей на независимых директоров повысит качество корпоративного управления? Как будут голосовать новые независимые директора? Ведь номинированы и избраны они государством, но при этом имеют статус независимых.
- Согласно директиве Росимущества, только два члена совета директоров являются независимыми — Константин Малофеев и Марлен Манасов, но статус их до конца не определен. На заседании совета директоров вопрос процедуры голосования уже поднимался, и сейчас не до конца понятно, как этот механизм будет работать. Мы договорились, что "Связьинвест" напишет соответствующий запрос в Росимущество с просьбой разъяснить порядок голосования для членов совета директоров, которые номинировались как независимые, но при этом выдвигало их государство. Ко мне это ни в коей мере не относится, я голосовал по директиве государства и буду продолжать это делать.
В совет директоров избраны достойные люди, и я надеюсь, что это позволит резко усилить эффективность корпоративного управления, поскольку люди пришли профессиональные, они хорошо понимают рынок и экономику. В этой связи с новым составом совета директоров я связываю большие надежды, рассчитывая, что удастся решить целый ряд вопросов, которые долгое время оставались нерешенными. Например, внесение изменений в уставные документы холдинга, о чем говорится уже давно. Необходимо привести устав "Связьинвеста" в соответствие с действующим законодательством.
- Вы неоднократно подчеркивали, что одним из наиболее перспективных вариантов реорганизации "Связьинвеста" является его приватизация. Когда, по вашему мнению, это будет наиболее актуально, учитывая, что сегодня телекоммуникационные активы серьезно подешевели?
- Конечно, я считаю, что сейчас не время для реализации этой идеи. Принципиально я от идеи приватизации "Связьинвеста" не отказываюсь и уверен, что эффективный рынок услуг с развитой конкуренцией это самая привлекательная модель. Вы правы в том, что сейчас время не самое подходящее. Вопрос модели приватизации необходимо перенести на период, когда закончится финансовый кризис.
- С лета у "Связьинвеста" нет председателя совета директоров. Не появился он пока что и у нового совета, избранного в феврале. Насколько это осложняет управление холдингом?
- Отсутствие постоянного председателя совета директоров как минимум не помогает эффективной работе холдинга. Однако принятие такого решения — это прерогатива правительства РФ, которое должно выпустить соответствующую директиву. Другое дело, что новый совет директоров не ориентирован сидеть и ждать, когда будет директива. Совет собирается, создаются комитеты при совете, обсуждаются вопросы холдинга. Законом предусмотрена процедура назначения председательствующего на каждое заседание, и мы этим механизмом пользуемся.
- Ваша кандидатура на должность председателя совета директоров обсуждалась еще осенью. Если такое предложение поступит, примете его?
- Давайте дождемся такого предложения. Пока что мне оно не поступало.
- Сейчас обсуждается идея консолидации активов связи на базе Внешэкономбанка — как один из возможных сценариев реорганизации "Связьинвеста". Это может быть как пакет "Ростелекома", который принадлежит "КИТ Финансу", так и пакет АФК "Система" в "Связьинвесте". В случае одобрения такого решения государством насколько это упростит реорганизацию "Связьинвеста"?
- Я бы не стал говорить, что есть некий единый сценарий консолидации активов связи. Рассматривается много идей. Точно так же не могу комментировать мнения остальных членов совета директоров "Связьинвеста", так как не обсуждал с ними эту тему. Что касается моего личного мнения, наверное, такая схема возможна, и для "Связьинвеста" она будет не самым плохим сценарием. ВЭБ экономически стабилен и способен поддержать компанию, тем более в такой сложный период. К тому же расчетные счета "Связьинвеста" находятся в Связь-банке, который, в свою очередь, перешел под контроль ВЭБа. Хотя, оговорюсь, вопрос реорганизации "Связьинвеста" сложен и требует очень детального обсуждения и проработки.
- В прошлом году долгосрочная стратегия развития холдинга была заказана Roland Berger, McKinsey и UBS, сейчас оценка активов холдинга заказана Ernst & Young. Говорят, что новая концепция стратегии развития "Связьинвеста" появится к концу марта.
- Мне сложно сказать, так как я не знаю сроков, в которые будет работать Ernst & Young. Могу лишь предположить, что к лету все документы будут готовы. Что касается стратегии, которая была заказана Roland Berger, McKinsey и UBS, она разработана предыдущим руководством "Связьинвеста" и сегодня находится в правительстве на рассмотрении вице-премьера Иванова Сергея Борисовича. Безусловно, она будет учитываться и приниматься во внимание при обсуждении будущего развития "Связьинвеста".
- При новом совете директоров "Связьинвеста" создан ряд комитетов (по корпоративному управлению, стратегическому развитию, аудиту и т. д.). В чем основная идея такого решения?
- Это перекликается с темой повышения уровня корпоративного управления. Наличие любого комитета позволяет более эффективно разобраться в проблемах и предложить какие-то механизмы решения этой проблемы. Комитеты созданы по принципу актуальности для работы "Связьинвеста", их рекомендации будут рассматриваться на совете директоров, по ним будут приниматься соответствующие решения. В любом случае считаю, что это положительно скажется на корпоративном управлении "Связьинвестом".
- В 2008 году вы были назначены секретарем совета по развитию информационного общества при президенте РФ. Что было сделано за это время?
- Удалось провести анализ текущего состояния, провести первое заседание совета по развитию информационного общества под председательством президента Дмитрия Медведева. До этого Владимир Путин, будучи президентом РФ, утвердил стратегию развития информационного общества, и наша задача начать реализацию этой стратегии. Был предложен и поддержан новый механизм реализации по усовершенствованию процедуры межведомственных согласований, что само по себе является крайне важным обстоятельством при принятии решений. Мы предложили создать ряд межведомственных групп, которые бы возглавлялись профильным министром и включали в себя представителей других ведомств, которые участвуют в согласовании. Было принято решение о создании десяти таких групп, хотя первоначально речь шла о восьми. Но в итоге рабочую группу по суперкомпьютерам было предложено возглавить Сергею Кириенко, а региональную группу — Юрию Лужкову.
- Одной из главных целей стратегии развития информационного общества вы называли формирование инфраструктуры поддержки деятельности российских компаний и повышение их конкурентоспособности. Как, на ваш взгляд, реализуется эта идея?
- Есть определенные успехи, есть и то, что реализовать не удалось. К последним обстоятельствам относится вопрос налоговой поддержки компаний, несмотря на то что у этой идеи есть целый ряд сторонников. Мы предлагаем ввести налоговый спецрежим для IT-компаний, учитывая специфику их работы. Я имею в виду долю затрат на фонд заработной платы в структуре себестоимости. Но пока что этого сделать не удалось. С другой стороны, ряд компаний были включены в список стратегических, что позволяет им рассчитывать на поддержку государства. Но опять же, справедливости ради стоит признать, что этот механизм может оказаться не очень действенным, так как экономика компаний по-прежнему остается не до конца прозрачной. В этой ситуации претендовать на получение банковских кредитов будет достаточно сложно. Именно поэтому мы и предлагали ввести специальный налоговый режим для таких компаний, так как это может стимулировать их отказаться от налоговой оптимизации и перейти на прозрачные методы работы.
- Все упирается в позицию Минфина?
- Да, абсолютно верно. Минфин высказывает опасения, что введение налоговых спецрежимов приведет к тому, что бюджет недополучит доходов от деятельности IT-компаний. Я со своей стороны считаю, что этот аргумент не очень обоснованный, о чем неоднократно говорил вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину. Потому что сегодня бюджет от деятельности таких компаний не получает фактически ничего опять же из-за схем оптимизации. Более того, наши исследования показывают, что в случае введения налоговых спецрежимов у бюджета не то что не будет выпадающих доходов, а, наоборот, он получит больше, чем сейчас. Вопрос не закрыт, Алексей Леонидович (Кудрин.- "Ъ") попросил представить ему дополнительные аргументы, надеюсь, Минкомсвязи это сделает.
- Существующий объем российского экспорта информтехнологий в $2 млрд вы называли явно недостаточным. Каков, по-вашему, справедливый уровень?
- Когда мы разрабатывали программу поддержки экспорта в 2006 году, то рассчитывали, что к 2012 году Россия может достичь объемов экспорта около $10 млрд. В этом плане сегодняшняя ситуация с валютным курсом российским компаниям окажется только на руку. Ведь экспортная выручка все равно будет фиксироваться в иностранной валюте, а себестоимость услуг по-прежнему — в рублях. Так что даже с учетом кризиса объем экспорта IT-услуг в $10 млрд цель вполне достижимая.
- Как вы оцениваете реализацию программы развития технопарков?
- Программа реализуется, скажем так, неравномерно. Дело в том, что есть регионы, которые ею занимаются весьма активно, в частности, Тюмень, Нижний Новгород. Есть регионы, где такие программы зависли, а кому-то необходима поддержка федерального центра, в частности, Санкт-Петербургу. Минкомсвязи должно больше приложить усилий для решения этих проблем.
- Решением президента РФ Россвязькомнадзор преобразован в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Реорганизованное ведомство фактически получило контроль над IT-отраслью. Насколько, по-вашему, это оправдано?
- Все секторы телекоммуникационной отрасли контролировались Россвязькомнадзором, за исключением IT. Мне кажется: это правильное и своевременное решение передать контроль над IT новой структуре. Это позволит отрасли развиваться более сбалансированно, возможно, позволит минимизировать недобросовестную конкуренцию на этом рынке.
- После вашего назначения советником президента вы говорили, что Hi-Tech-индустрия может стать катализатором всего экономического развития страны. Насколько быстро такая стратегия позволит перейти к инновационному развитию экономики?
- Hi-Tech уже является таким катализатором. Тот, кто использует в своей повседневной деятельности информационные системы, получает дополнительные конкурентные преимущества. Именно поэтому все, кто претендует на экономическую эффективность, активно внедряют управленческие системы, спорить с этим невозможно. В будущем внедрение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий.- "Ъ") будет только повышать эффективность предприятий. Причем внедрять их необходимо не только в бизнес-секторе, но и в органах госвласти. На том же заседании совета Дмитрий Медведев указал, что при переаттестации все чиновники должны проходить проверку на умение работать с компьютером и использовать как общие, так и специализированные программы.
- Сотовые операторы все активнее осваивают технологию 3G, а также WiMax. Однако в Москве доступ к частотам 3G до сих пор блокируется спецслужбами. Проблему обещали решать на уровне высшего руководства страны. Когда это может произойти?
- Все необходимые условия для того, чтобы решить эту проблему, созданы. Игорь Щеголев (министр связи и массовых коммуникаций.- "Ъ") недавно говорил, что работа над новым планом конверсии радиочастотного спектра завершена и есть соответствующие договоренности с Минобороны.
- С наступлением финансового кризиса закончилась эпоха дешевой сотовой связи. Сотовые операторы начали повышать тарифы. То же самое делают операторы фиксированной связи и интернет-провайдеры. Как вы считаете, как далеко готовы пойти операторы в этом направлении? Уже есть прогнозы, что рост на сотовую связь в этом году может составить более 30%.
- Когда вы говорите о причинах роста цен на связь, то необходимо понимать, что они носят как объективный, так и субъективный характер. У кого-то действительно нет выхода, кто-то сложившуюся ситуацию использует только как предлог для индексации тарифов. Я считаю, что единственной эффективной преградой таким действиям может стать только развитие конкуренции. Необузданное повышение тарифов, конечно, неправильно. Сегодня плохо не только компаниям, но и всем потребителям, расплачиваться за рост цен будут именно они. В этой связи особую роль должен сыграть регулятор отрасли.
- Как вы считаете, госрегулирование тарифов отрасли сотовой связи хотя бы теоретически возможно?
- Теоретически возможно все, другое дело, что, на мой взгляд, в этом нет никакой необходимости. В России еще до кризиса сложился нормальный уровень конкуренции, сейчас его необходимо просто поддерживать.
- Государство все активнее интересуется интернет-отраслью, явно давая понять, что намерено ее контролировать. Как далеко, на ваш взгляд, может распространиться этот интерес?
- Интерес должен быть безграничным в первую очередь у потребителей. В России эта отрасль стремительно развивается, проникновение интернета все больше, реализована программа подключения школ к интернету. Что касается регулирования этой отрасли, интернет развивался во всем мире как свободная среда, поэтому к любым идеям его регулирования необходимо относиться крайне осторожно. Другое дело, важно, чтобы интернет не использовался для противоправных действий, в частности, пропаганды терроризма и экстремизма. Но это в равной степени касается всех сфер деятельности.
- На днях Минюст зарегистрировал приказ Минкомсвязи, регулирующий MVNO. Как вы считаете, заинтересованы ли операторы "большой тройки" предоставлять свои емкости под развитие этого проекта? Как оцениваете его перспективы?
- Думаю, что реализация этого проекта будет интересна участникам рынка и на рынке появятся новые игроки. Возможно, проект заинтересует оператора Tele2, "МегаФон" запускает проект "Просто". Проблема в том, что до сих пор нет полной нормативной базы. Да, есть соответствующий приказ Минкомсвязи, он уже зарегистрирован Минюстом, но чтобы модель MVNO работала в полноценном виде, потребуется усовершенствовать нормативную базу.
- "Почту России" покинул ее гендиректор Андрей Казьмин, ему на смену пришел гендиректор "Связьинвеста" Александр Киселев. Как вы оцениваете это назначение и перспективы ФГУП в целом?
- Несмотря на то что Александр Киселев только сейчас назначен в "Почту России", там его отлично знают: будучи замминистра, он курировал "Почту", за это время был реализован целый ряд проектов, связанных с развитием этого предприятия. Я общаюсь с коллегами из отрасли и знаю, что на "Почте" это назначение расценивают положительно. Считаю, что у господина Киселева есть все, чтобы вывести предприятие на новый уровень.
- Александр Киселев уже привел на работу в "Почту" ряд бывших топ-менеджеров "Связьинвеста". На ваш взгляд, такое решение себя оправдает?
- Не сомневаюсь в этом. "Почта России" большое предприятие, несмотря на то что имеет свою специфику и свою экономику, там есть много общеуправленческих вопросов. В этом плане сторонний взгляд и опыт, которые менеджеры "Связьинвеста" принесут на "Почту", безусловно, будут востребованы.
- Недавно вы презентовали книгу "На пути к цифровому дому". Какова ее основная идея?
- Основная мысль книги в том, что, хотим мы или нет, информационные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. Самое главное, чтобы человек мог их обращать себе на пользу. Если он сможет это сделать, что довольно несложно, то он получает много конкурентных преимуществ как с точки зрения работы, так и с точки зрения отдыха. Личная безопасность, социальная защищенность — все это сегодня возможно благодаря развитию информационных технологий.
Интервью взял Владимир Ъ-Лавицкий