«Евросеть» впервые закончила I квартал с прибылью. Она могла бы быть еще большей, уверяет компания, если бы не резкое снижение цен на телефоны Nokia.
Крупнейший в России сотовый ритейлер «Евросеть» раскрыл предварительные финансовые итоги за I квартал 2010 г. по МСФО. Компания впервые для января — марта получила положительную EBITDA: рентабельность по этому показателю составила 8,8%. Чистая прибыль тоже есть, сказал президент «Евросети» Александр Малис, но ее размер не раскрыл.
Рентабельность могла бы быть еще выше, если бы не резкое снижение розничных цен на телефоны Nokia, говорит Малис. Это самые популярные в России аппараты — на них сейчас приходится, по оценкам «Евросети», «Связного» и Mobile Research Group, 40-42% всех продаж. Инициатором снижения цен была не «Евросеть», утверждает Малис, ей пришлось переписать ценники вслед за конкурентами. Всего в I квартале 2010 г. «Евросеть» продала 2,36 млн трубок — на 27,6% больше, чем годом ранее. Но выручка компании выросла лишь на 8,7% до 13,8 млрд руб.
Розничная цена телефона в I квартале снизилась в среднем по рынку на 17% по сравнению с тем же периодом 2009 г., подтверждает Елена Ноготкова из «Связного» (1950 салонов, 3-е место на рынке). По оценке МТС (3500 салонов), средняя рыночная цена аппарата снизилась на 21%.
По сведениям ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, инициатором снижения цен стала МТС. Еще в ноябре 2009 г. она решила увеличить рыночную долю по количеству продаваемых телефонов и понизила цены на Nokia. За ней последовал «Связной» (Ноготкова это не комментирует), затем «Евросеть». В результате доля МТС по количеству проданных трубок выросла за I квартал 2010 г. с 9% примерно до 12%, но пострадали финансовые показатели всех ритейлеров, говорит Муртазин. Рентабельность всех сетей снизилась, соглашается Ноготкова, обещая: «Связной» опубликует финансовый отчет за I квартал позже.
На МТС как инициатора снижения цен указывает и представитель одного из ритейлеров. Но гендиректор розничной сети МТС Сергей Румянцев это опровергает. «У нас рыночные цены, и мы полностью следуем за рынком, — передал он "Ведомостям" через пресс-службу. — В нашем портфеле продукты Nokia занимают значительную долю (около 40%, уточняет близкий к МТС источник. — "Ведомости"), поэтому мы не заинтересованы в снижении цен на продуктовую линейку этого вендора». Рыночная доля МТС увеличилась, признает Румянцев, но исключительно за счет повышения эффективности продаж и числа салонов. Представитель Nokia вчера вечером не ответил на звонки.