«Росатом» с Siemens ушли в медицину
... отказавшись от проектов в атомной энергетике.
Siemens официально признала свой отказ от создания стратегического партнерства с «Росатомом» в атомной отрасли. Германский концерн продолжит сотрудничество с «Росатомом» лишь по отдельным направлениям — например, такому как ядерная медицина. Но объем рынка в этой отрасли значительно меньше, чем в атомной энергетике.
Германский концерн Siemens принял окончательное решение отказаться от создания СП с «Росатомом». Глава Siemens Петер Лёшер в интервью немецкому Der Spiegel назвал этот шаг ответом компании на четкую позицию немецкого общества и политики в отношении отказа от атомной энергии. Напомним, что после мартовской катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» Германия приняла решение о закрытии всех атомных электростанций к 2022 году.
О намерении создать СП «Росатома» и Siemens в сфере атомной энергетики, в котором немецкий концерн должен был получить 49% акций, было объявлено еще в марте 2009 года. Но для этого Siemens должна была выйти из аналогичного партнерства с французской Areva, где владела 34% акций. Судебные разбирательства между французами и Siemens затянулись на два года, окончательное решение международный арбитраж вынес лишь в мае этого года. Siemens, продавшую свою долю Areva за €1,62 млрд, обязали выплатить бывшим партнерам по СП компенсацию — €648 млн, а также отказаться от конкуренции с ними до сентября 2013 года. Но к тому моменту отношение к атомной энергетике в Германии уже резко поменялось.
Пока дело слушалось в суде, «Росатом» и Siemens публично не комментировали перспективы будущего СП. Но первые неофициальные сообщения о том, что руководство Siemens рассматривает возможность отказа от атомного партнерства с «Росатомом», появились в СМИ уже в начале апреля этого года — менее чем через месяц после аварии на «Фукусиме-1». В мае, после получения решения арбитража по выходу из СП с Areva, немецкий концерн официально признал, что будет изучать, повлияет ли оно на соглашение с «Росатомом». Заместитель главы «Росатома» Николай Спасский тогда признавал, что для переформатирования стратегического партнерства с Siemens потребуются дополнительные переговоры. Но окончательный отказ немецкой компании от развития атомных проектов прозвучал лишь накануне начала первой постфукусимской генеральной конференции МАГАТЭ в Вене, где будут рассмотрены последствия японской аварии для мировой атомной отрасли.
Хотя крупнейшее атомное СП создано не будет, ряд совместных проектов Siemens и «Росатом» еще могут реализовать. Речь идет, например, о поставках немецких паровых турбин, которые могут использоваться на АЭС. Кроме того, в «Росатоме» вчера заявили, что продолжают работать с Siemens в области медицины. Госкорпорация, в частности, планировала резко увеличить свое присутствие на мировом рынке медицинских изотопов. В 2010 году «Росатом» наладил в Димитровграде производство молибдена-99, используемого для диагностических процедур. Но объемы сотрудничества в области медицины явно уступают потенциалу несостоявшегося СП. Реализация амбициозной инновационной программы «Росатома», разработанной еще до аварии на «Фукусиме-1», предполагала, что к 2020 году все нетрадиционные сферы деятельности будут давать только 15% выручки госкорпорации.
На данный момент значительных потерь у «Росатома» из-за отказа Siemens от СП быть не должно, полагает глава независимого издания «Атоминфо» Александр Уваров, начать совместную деятельность в рамках этого партнерства компании не успели. У Siemens была значительная заинтересованность в работе с «Росатомом», поэтому ряд направлений, в том числе медицину, стороны будут развивать, считает эксперт. Кроме того, поясняет господин Уваров, отказ от поставок тех же турбин мог бы привести к тому, что нишу Siemens на рынке могли бы занять ее конкуренты — например, «Силовые машины».