К рыночным условиям готов/ «Ростелеком» обновляется
До последнего времени, являясь по некоторым позициям на рынке дальней связи монополистом, «Ростелеком» чувствовал себя достаточно уверенно и не торопился с модификацией своих бизнес-процессов и обновлением структуры. Но либерализация рынка связи и обострившаяся конкуренция подтолкнули компанию к кардинальным изменениям. Водоразделом в деятельности оператора стал 2008 год, когда генеральным директором ОАО «Ростелеком» был назначен Константин Солодухин.

Одним из первых шагов Солодухина на этой должности стали действия по кардинальной перестройке работы менеджмента компании. Главным образом это коснулось изменения образа мышления сотрудников и нацеленивание их на результат в условиях обострившейся рыночной конкуренции. Вторым шагом в этом направлении стала проведенная в 2008 году реструктуризация «Ростелекома», приведшая к более узкой сегментации бизнеса и появлению в составе компании новых структур.
В процессе дробления вся деятельность оператора была разделена на два крупных сегмента — розницу и опт. В свою очередь розничные услуги были разделены на услуги для корпоративных и массовых клиентов, а для продвижения этих услуг в «Ростелекоме» были образованы департамент по работе с корпоративными клиентами, департамент по продажам услуг операторам связи и департамент по работе с массовым сегментом и межрегиональными компаниями. Новая структура позволила «Ростелекому» проводить более активное взаимодействие с партнерскими межрегиональными компаниями, а его бизнес-подразделениям — активно заняться сотрудничеством с корпоративными пользователями, с которыми до этого бизнес велся весьма пассивно.
Что касается последних, то они были разбиты на две группы — клиентов федерального значения, составляющих большую часть рынка компании, и клиентов малого и среднего бизнеса.
Также у оператора до настоящего времени отсутствовал опыт и по ведению бизнеса, нацеленного на конечного потребителя. На массовом рынке «Ростелеком» пока делает акцент на предоставление услуг междугородней и международной связи, но заглядывается он и на рынок широкополосного доступа к Интернету. Развитие всех этих направлений возложено на департамент по работе с массовым сегментом.
Как оператор связи в условиях жесткой конкуренции «Ростелеком» стремится не только сохранить прежние объемы трафика, но и по возможности стимулировать его рост. В некоторых городах, например, Москве, это удается, и благодаря маркетинговым акциям наблюдается рост абонентской базы. Но на этом поле против «Ростелекома» будут играть два фактора. Во-первых, это введение облегченных правил выбора оператора при совершении междугородних и международных вызовов, что позволит абонентам мигрировать из одной сети в другую. И, во-вторых, альтернативные операторы будут любыми путями стараться оттянуть на себя часть абонентов «Ростелекома». А как известно, переманить клиента всегда проще, чем его удержать. Поэтому в компании не строят никаких иллюзий и допускают снижение в этом сегменте своей доли с нынешних 84% до 60%. Но это крайняя черта, за которую оператор не собирается перешагивать ни при каких обстоятельствах.
Несмотря на высокую конкуренцию, «Ростелеком» в 2008 году сохранил свою долю на рынке входящего международного трафика. Она составила в денежном выражении 57%.
При этом развитием своей телефонной сети оператор практически не занимается, так как она способна и так пропустить имеющийся трафик. Основные же деньги вкладываются в развертывание сети IP/MPLS.
Также на фиксированном уровне 40% удалось «Ростелекому» сохранить свою долю международного транзитного трафика.
В 2008 году «Ростелеком» продолжал увеличение емкости каналов и переходов на границах по проекту транзита трафика в направлении Европа — Россия — Азия, основным потребителем которого являются китайские операторы.
Еще один международный проект при участии «Ростелекома» — линия связи с Японией, которая благодаря меньшим почти в два раза временным задержкам голоса и данных, чем у существующих подводных кабельных каналов, также пользуется популярностью у иностранных операторов. Правда, с 2004 года, когда стартовал этот проект, стоимость услуг уменьшилась в 5 раз и продолжает падать дальше. Поэтому в «Ростелекоме» тщательно отслеживают экономическую эффективность данного проекта и корректируют затраты на апгрейды переходов и инфраструктуру.
Приобретение в 2008 году «Ростелекомом» компании РТКомм.РУ позволило ему существенно увеличить свою долю на рынке магистрального Интернета (с 10% до 30%) и получить доступ к участию в государственных программах. Подразделения, входящие в РТКомм.РУ, позволяют компании бороться за участие в различных, как национальных, так министерских и ведомственных проектах.
Приведенные показатели за 2008 год говорят о том, что в общем цели, поставленные перед компанией были достигнуты. Рейтинг «Ростелекома» в 4 квартале повышен до отметки «стабильный», а по корпоративному управлению до «7+».
Так что, если все будет идти по плану (желательно не антикризисному), то к 2013 году «Ростелеком» вполне может стать универсальным оператором связи.
© СОТОВИК