Российский рынок коммерческих Дата-Центров на пороге серьезных испытаний?
Завершение календарного года обычно сопровождается подведением итогов, определением всевозможных «троек», «десяток» и т.п. Такие рейтинги характерны для спорта или политики, однако и в мире высоких технологий можно найти своих лидеров.
Для специалистов, работающих в сфере инфокоммуникаций, будет небезынтересен рейтинг коммерческих Дата-Центров Московского региона, опубликованный аналитической компанией «Современные Телекоммуникации». Интересующихся данной проблематикой отсылаю к первоисточнику, однако отмечу, что существенных изменений по сравнению с итогами 3 кв. 2009 г мною не обнаружено. Тем не менее, обнародованные результаты деятельности в области коммерческих Дата-Центров позволяют оценить развитие этого сегмента, дают возможность выявить тенденции, и на их основе сформулировать некоторые прогнозы.
Коммерческим Дата-Центрам (Д-Ц) в последний год отводится много места на страницах периодических изданий, и это не случайно. В результате кризиса большинство сегментов инфокоммуникационного рынка или значительно сократились в объемах, или остановились в росте, но непосредственно коммерческие Д-Ц развиваются с неослабевающей интенсивностью. Судите сами — начиная со второго полугодия 2008 г, т.е. с момента возникновения мирового экономического кризиса, ввод новых площадей в коммерческих Д-Ц московского региона непрерывно нарастал (Таблица 1, площадь только технологических залов Д-Ц). На фоне резкого снижения кап. затрат в большинстве подотраслей инфокоммуникаций, экспресс Д-Ц только увеличивал скорость. За 2009 г было введено более 7500 кв. м., то есть практически 50% от существовавшей на конец 2008 г общей площади. Эти темпы не предполагается снижать — если верить приведенному в Таблице прогнозу, то в первом полугодии 2010 г будет введено порядка 50% от площади уже существующих на конец 2009 г Д-Ц Московского региона.
Таблица. Общая и введенная площадь коммерческих Д-Ц Московского региона
На 1.07.08 | 2-е пол. 2008 г | 1-е пол. 2009 г | 2-е пол. 2009 г | 1-е пол. 2010 г * | |
Введенная площадь (кв. м) | 2400 | 3550 | 3950 | Более 12000 | |
Общая площадь коммерческих Д-Ц (кв. м) | 12900 | 15300 | 18900 | 22900 | Более 35000 |
* — прогноз (по данным ЗАО «Современные Телекоммуникации»)
Такая активность по вводу новых мощностей была далеко не случайной — слишком велик и очевиден был дефицит свободных площадей в коммерческих Д-Ц РФ именно в 2008 г.
Однако уже в середине 2009 г предложение на рынке коммерческих Д-Ц стало опережать спрос. И дело здесь не только в очевидных успехах по вводу новых мощностей. Свои коррективы внес вышеупомянутый мировой экономический кризис, когда многие потенциальные клиенты приняли решение остановить проекты, связанные с арендой площадей или оборудования в Д-Ц.
Позволю процитировать результаты, полученные компанией «Современные Телекоммуникации»,: «...позволяют сделать вывод о том, что предложение на рынке коммерческих Д-Ц Московского региона преодолело фазу "ограниченного предложения". По состоянию на июнь 2009 г., имеет место значительный рост вакантных площадей. Динамика предложения на рынке коммерческих Д-Ц 1-го типа применительно к услуге «Аренда стойки» существенно опережает динамику спроса, — сформировался "рынок покупателя"». Таким образом, можно констатировать, что этап «Острого дефицита площадей» в сегменте коммерческих Д-Ц РФ завершен.
«Акулы» этого бизнеса почувствовали изменение ветра, и в первой половине 2009 г. ряд «Проектов века» был заморожен. Например, проекты ISG (Дубна, 20000 кв. м), Stack Group (Пущино, 20000 кв. м) и IBS DataFort (Дубна, 4000 кв.м).
Важной тенденцией последнего времени стоит считать выход на рынок коммерческих Д-Ц нового класса игроков — системных интеграторов. Здесь назову такие новые Д-Ц как «DataLine» (ООО "ДатаЛайн"), "Траст-Инфо" (ООО "ТрастИнфо", ГК "Ай-Теко") и ЗАО "КРОК инкорпорайтед". Как правило, системные интеграторы самостоятельно разрабатывали собственные системные проекты, определяли номенклатуру инженерных подсистем, и уже на начальном этапе анонсировали свои Д-Ц как высоконадежные и отказоустойчивые.
Другая тенденция — концентрация рынка Д-Ц. Несмотря на появление новых игроков, 10 операторов коммерческих Д-Ц из «ТОП 10», представленного компанией «Современные телекоммуникации», владеют 53% общей площади.
Введенные в последнее время коммерческие Д-Ц Московского региона можно отнести к крупным или очень крупным. Так, по данным компании «Современные Телекоммуникации», «...Из 21 Д-Ц 1-го типа, введенных за период с 1.07.2008 г. по 1.07.2009 г., только у 5 площадь составляет менее 150 кв. м. Средняя площадь коммерческого Д-Ц, введенного в эксплуатацию по Московскому региону за указанный период, составляет 284.8 кв. м».
Активное строительство небольших коммерческих Д-Ц, площадью 50-80 кв. м стало другой интересной тенденцией минувшего года. Их операторы не анонсируют наличие уровня инфраструктуры Д-Ц в соответствии с принятой классификацией Tier I, II и т.п., не претендуют на высокое качество инженерной инфраструктуры. Обычно такие Д-Ц сформированы на базе инфраструктуры небольших телекоммуникационных операторов. Их тарифная политика отвечает требованиям сегодняшнего дня: недорого и доступно. Таким образом, заказчики имеют выбор, отдавая предпочтение надежной инфраструктуре, или недорогой услуге, когда 2-3 часа простоя в случае отключения электроэнергии не приведут к существенным потерям бизнеса. Появление вышеуказанных небольших Д-Ц вероятно стало оперативной реакцией рынка именно на кризис, когда IT-бюджеты компаний стали сокращаться, а финансовые ограничения вышли на первое место.
Завершившийся этап развития российских коммерческих Д-Ц был характерен снижением интереса отечественных магистральных операторов к этому вида бизнеса. Так Транстелеком неожиданно увлекся сегментом ШПД для физических лиц, когда казалось, что наличие телекоммуникационной инфраструктуры при незначительных инвестициях дает дополнительные доходы при создании собственных коммерческих Д-Ц. Синтерра приостановила свой эпохальный проект 40х40, и развивает проблемное WiMAX-направление. Ростелеком, сделав в 2008 г первые робкие шаги в ряде регионов, также отказался от последовательной стратегической линии по созданию сети коммерческих Д-Ц по регионам РФ.
Не секрет, что тарифы на трафик в регионах существенно выше, нежели в Москве и в Петербурге. Магистральные операторы могли бы дать определенные преференции по трафику клиентам своих региональных Д-Ц, что привлекло бы многих местных клиентов, до сего времени ориентирующихся на московский рынок.
Также не получили развития проекты создания коммерческих Д-Ц, связанные с т.н. Технопарками. Первый проект, который анонсирован в Казани и должен быть реализован в первом квартале 2010 г, станет ориентиром для других региональных IT-парков.
В конце 2008 — начале 2009 г многие эксперты предрекали повышение интереса клиентов Д-Ц к аутсорсингу, именно благодаря развитию кризиса. Они предполагали, что коммерческим структурам выгоднее передать задачи хранения и обработки данных надежному коммерческому Д-Ц, чем содержать собственную инфраструктуру. Однако в силу ряда причин, основная из которых ведомственная или корпоративная информационная безопасность, такой вид бизнеса пока не стал заметным явлением.
Как будет развиваться рынок коммерческих Д-Ц в текущем году? Очевидно, что избыток незаполненных площадей существенно ухудшает показатели операторов Д-Ц, особенно, если проект строительства был инвестиционный, а за кредиты пришла пора расплачиваться. Вероятно, в ближайшей перспективе данный сегмент не привлечет инвестиционные институты, по крайней мере, до начала экономического подъема по стране в целом. Надолго будет потерян интерес к проектам по созданию крупных коммерческих Д-Ц в регионах.
В краткосрочной перспективе наиболее вероятно начало ценовой войны, при которой неизбежно снижение арендных ставок и оплаты дополнительных услуг, или включение ряда дополнительных услуг бесплатно, как премии клиенту. Не удивлюсь, если к середине 2010 г цены на услуги Co-location и «Аренда стойки» снизятся в Московском регионе на 20-25%. С другой стороны, снижение цен у операторов крупных Д-Ц может привлечь многочисленную группу клиентов, ранее ориентированных на надежный зарубежный хостинг.
Как долго можно снижать цены на услуги Д-Ц? Этот сегмент имеет одну особенность — существуют т.н. операторы коммерческих Д-Ц II-типа, т.е. те, кто не имеет собственной технологической площади. Именно они могут оказаться в наиболее затруднительном положении, когда реальные цены приведут к ситуации, что будет пробит «порог рентабельности». Разорение части операторов коммерческих Д-Ц II-типа может привести к следующей фазе ценовой войны — борьбе за клиента, за передел рынка! В любом случае операторам Д-Ц придется проявить гибкость и изобретательность в наступившем году.
Возможно, операторы коммерческих Д-Ц проявят интерес к гос. структурам. Например, предлагая такую, пока мало изученную услугу, как «Резервный ЦОД». Думаю, что для исполнительной власти регионов и крупных городов настало время присмотреться к коммерческим Д-Ц. Это будет актуально при выделении отдельной гермозоны и соблюдении правил информационной безопасности.
В заголовок статьи вынесен вопрос к российскому рынку Д-Ц в целом, но в заметке речь идет в основном о рынке Д-Ц Московского региона. Предваряя вопросы, отвечу, что по итогам 2009 г доля московского региона составляет более 80% российского рынка коммерческих Д-Ц. Поэтому ситуация, возникшая в столице, будет определяющей для всех участников рынка Д-Ц РФ. Не исключено, что предстоящий московский демпинг чувствительно ударит по операторам Д-Ц Петербурга и других регионов.
© СОТОВИК