Смартфоны повысили голос
За январь — сентябрь в России было продано смартфонов вдвое больше, чем годом ранее, подсчитал «Связной». По итогам девяти месяцев 2011 года лидером рынка по числу проданных аппаратов остается Nokia, но в денежном выражении компанию догоняет Samsung.
В третьем квартале 2011 года в России было продано 10,5 млн сотовых телефонов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За это время в денежном выражении рынок вырос на 1%, до 43,2 млрд руб. Основной рост на российском рынке мобильных телефонов происходит за счет продаж смартфонов, отмечает генеральный директор ГК «Связной» Денис Людковский. С июля по сентябрь было продано 2 млн смартфонов на 21,1 млрд руб. В третьем квартале рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 72% в штучном выражении и 55% — в денежном, говорит господин Людковский. В то же время продажи обычных сотовых телефонов упали соответственно на 3% и 24%.
«Доля выручки «Связного» от продаж смартфонов достигла 57% в общей выручке всех мобильных телефонов»,- продолжает Денис Людковский. На рынке мобильного ритейла в России смартфоны продолжают замещать обычные GSM-телефоны, говорит он. Конкуренция по уровню продаж между смартфонами и обычными мобильными телефонами во многом идет за счет моделей начального и среднего ценового уровня, добавляет директор по маркетингу Samsung Сергей Певнев.
По данным «Связного», средняя стоимость смартфона в третьем квартале снизилась до 10,58 тыс. руб. (минус 10% год к году). Год назад сегмент смартфонов дешевле 5 тыс. руб. был незаметен на рынке, следует из отчета «Связного». А сейчас устройства по цене от 3 тыс. до 5 тыс. руб. занимают 9% в продажах всех смартфонов. 95% этого сегмента занимают аппараты Nokia на платформе Symbian. Финская компания ушла в эту ценовую нишу, чтобы конкурировать с Samsung, объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Смартфоны на платформе Symbian стали самыми продаваемыми по итогам трех кварталов (в сентябре доля рынка 41%), говорится в отчете «Связного». На втором месте — устройства на платформе Android (37%). Но при этом Symbian с января по сентябрь потеряла 28 п. п. рыночной доли, а Android набрал 25 п. п. Смартфоны на ОС Bada (Samsung) также набирают популярность, но не так быстро: с января по сентябрь рыночная доля выросла на 6 п. п.- до 15%. С начала года доля Bada выросла в несколько раз и превысила показатель в 16%, уточняет Сергей Певнев. За этот срок устройства на платформе iOS (Apple) набрали 1 п. п. рыночной доли (до 6%), а смартфоны на Windows потеряли 2 п. п., снизившись до 2%. Впрочем, устройства на Android обогнали устройства на Symbian по обороту: на конец третьего квартала их доли составили 43% и 32% соответственно.
Самым популярным смартфоном в июле-сентябре стала Nokia, на которую пришлось 40% проданных смартфонов. Доля Samsung росла быстрее других и на конец третьего квартала составила 33%. На третьем месте была компания HTC с рыночной долей 11%, говорится в отчете «Связного». По итогам девяти месяцев этого года Nokia занимала 52% рынка смартфонов. Рыночная доля Samsung составила 25%, а HTC — 9%.
По данным «Связного», в третьем квартале 2011 года в денежном выражении Samsung подобрался к лидеру значительно ближе: в августе их доли составили 31% и 32% соответственно, а в сентябре Samsung потерял 1 п. п. На третьем месте с долей 14% также HTC, которая на 1% обошла по рыночной доле Apple.
Но Samsung утверждает, что обошел Nokia в третьем квартале по рыночной доле в штучном выражении. «В августе и сентябре мы заняли первое место по продажам смартфонов в России с показателем более 35%»,- говорит господин Певнев. Лидерство Samsung с разницей в «несколько десятков тысяч смартфонов» подтверждает и Эльдар Муртазин. По его прогнозу, в следующем году Nokia окажется на втором месте на рынке смартфонов. «У нее нет шансов удержаться, если только компания не будет дотировать телефоны на российском рынке»,- рассуждает господин Муртазин. Представитель Nokia от комментариев воздержался.