Минпромторг выдал первые временные лицензии на ввоз в Россию электроники с функциями шифрования данных. К такой электронике, в частности, относится оборудование для сетей мобильной связи третьего поколения (3G), c ввозом которого возникли трудности.
Минпромторг выдал четыре лицензии на ввоз средств, обладающих функциями шифрования данных, рассказал «Ведомостям» представитель министерства. Компании, получившие лицензии, он не назвал. Такие лицензии выдаются только на основании заключения ФСБ, отмечает собеседник «Ведомостей», добавляя: теперь ввоз шифровальных средств сдвинулся с мертвой точки.
С 1 января вступило в действие новое законодательство, регламентирующее импорт шифровальных средств на территории стран Таможенного союза — России, Казахстана и Белоруссии. Это создало проблемы, в частности, российским сотовым операторам, которые лишились возможности ввозить оборудование для сетей 3G и WiMax. Новый порядок предусматривает обязательство импортера предоставить таможне заключение уполномоченного органа о наличии либо отсутствии у оборудования шифровальных функций. Но какие именно органы уполномочены давать такие заключения, оставалось не ясно. Поэтому МТС попросила производителей приостановить отгрузку оборудования до разъяснения ситуации. А у «Вымпелкома», «Мегафона» и WiMax-оператора «Скартел» (бренд Yota) на таможне оказались остановлены значительные партии оборудования.
МТС, «Мегафон» и «Скартел», по словам их представителей, пока не получили документов, подтверждающих выдачу разрешений на ввоз Минпромторгом. А «Вымпелком» только обратился в это министерство за лицензией, говорит его пресс-секретарь Ксения Корнеева.
Выдача лицензий на ввоз оборудования для сетей связи — лишь один из вопросов, возникших после вступления в силу положения о Таможенном союзе, замечает PR-директор Российской ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. С проблемой ввоза оборудования столкнулись и производители потребительских устройств, таких как мобильные телефоны и ноутбуки. Для ввоза подавляющего большинства мобильных телефонов (за исключением аппаратов, использующих более сложные средства шифрования) не требуется лицензии Минпромторга и заключения ФСБ, но вместо этого их производители и импортеры должны обращаться с нотификацией (уведомлением) о товаре в уполномоченный орган государства — участника Таможенного союза, отвечающий за безопасность, замечает Гуськов. Этот орган до последнего времени также был не определен.
Большинство опрошенных «Ведомостями» производителей сочли, что под этим органом имеется в виду ФСБ. В частности, Samsung направила в ФСБ нотификацию в прошлый вторник, а Nokia — на днях, говорят их представители, но ответов пока не получили. Согласно законодательству о Таможенном союзе эти документы должны рассматриваться за 10 дней, а после обработки — публиковаться на сайте Таможенного союза, замечает Гуськов.
Новые правила затрагивают многие отрасли, разъяснения будут даны после сегодняшнего заседания комиссии Таможенного союза, обещает представитель Минпромторга. Представитель Таможенного союза отказался от комментариев, получить комментарии в ФСБ не удалось.