Таможня не дает добро
Внутренняя инструкция Федеральной таможенной службы (ФТС), согласно которой тщательной проверке подлежит каждый ввозимый аппарат, фактически полностью застопорила импорт данного вида продукции.
На складах таможенников «зависло» около миллиона телефонов на общую сумму в несколько десятков миллионов евро. Если ситуация не разрешится в обозримом будущем, рынок сотового ритейла может вернуться к тем временам, когда большинство поставок были «серыми», говорят участники рынка.
ФТС изменила правила проверки ввозимых в Россию мобильных телефонов, рассказал старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Теперь, по его словам, таможенники проверяют не партию телефонов, а каждую коробку с аппаратом и комплектность в соответствии с тем, что заявлено поставщиком или производителем. Г-н Муртазин связывает подобные действия таможни с желанием последней перестраховаться после последнего «разноса» премьер-министром Владимиром Путиным (в начале июня премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства раскритиковал работу силовых ведомств за неутихающий поток контрафактной и контрабандной продукции в страну. — РБК daily). «На домодедовской и шереметьевской таможнях с воскресенья, когда данная инструкция вступила в силу, «зависло» порядка одного миллиона телефонов, в том числе от 400 тыс. до 500 тыс. аппаратов Nokia, от 300 тыс. до 420 тыс. телефонов Samsung, от 60 тыс. до 80 тыс. терминалов Sony Ericsson. Г-н Муртазин уверен, если ситуация продлится хотя бы до начала следующей недели, то розничный рост цен неизбежен.
Связаться с ФТС вчера не удалось, телефон пресс-службы ведомства не отвечал. Наличие проблемы подтвердили в российском офисе Nokia. «По состоянию на 23 июня на таможенных постах московского региона находится более 440 тыс. телефонов Nokia на сумму порядка 30 млн евро. В письме руководителю ФТС России Андрею Бельянинову мы просили рассмотреть возможность оптимизации таможенного контроля мобильных телефонов, предложив несколько вариантов разрешения ситуации. Мы являемся крупнейшим таможенным плательщиком, мы надеемся, что ФТС поможет в разрешении этой ситуации», — заявила Виктория Еремина, директор по связям с общественностью Nokia в Евразии. В Motorola также знают о проблеме, но у компании на таможне сейчас находится «менее 10 тыс. терминалов». «Новая инструкция практически невыполнима, на таможенном контроле московских аэропортов проверками телефонов занимаются несколько человек, в результате за последние два дня отгрузок вообще не было. ФТС ссылается на то, что инструкция необязательна к выполнению, но на практике проверяется 100% телефонов», — говорит источник в одном из крупных производителей мобильных телефонов.
«В ФТС действительно вступила в силу внутренняя инструкция, согласно которой в течение трех месяцев будет проводиться тотальная проверка всех поступающих мобильных телефонов. ФТС заподозрила вендоров в махинациях с весом ввозимых телефонов. Дельта нетто и брутто, по мнению органов, слишком велика, и вендоры могут пойти на разного рода махинации», — говорит директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. По мнению эксперта, ситуация серьезно отразится на ценах на мобильные телефоны и это может подтолкнуть пользователей в погоне за дешевизной покупать нелегально ввезенные телефоны. «В будущем мы надеемся, что таможенная служба будет обсуждать с бизнес-сообществом свои действия, чтобы не мешать развитию экономики», — заключил г-н Гуськов.
По словам президента «Евросети» Александра Малиса, пока сбоя в поставках не наблюдалось. «Мы знаем о существующей проблеме, однако мы надеемся, что ситуация в скором времени разрешится», — говорит г-н Малис. По его словам, «Евросеть» закупает товар у российских представителей мировых вендоров и сомневаться в легальности этой продукции не приходилось. «Нехватка телефонов, конечно, отразится на ценообразовании, как и на всем бизнесе», — отмечает он.
© РБК