«Телефон» для МТС
МТС приобрела 100% акций ритейлера «Телефон.ру» за $60 млн. Эта сделка позволит компании выйти на второе место в России по числу магазинов после «Евросети».
МТС заинтересовалась сотовым ритейлом весной 2008 г. Тогда она начала переговоры о покупке миноритарной доли в крупнейшем сотовом ритейлере — «Евросети». Но в конце сентября 100% «Евросети» купил Александр Мамут, затем продавший 49,9% сети «Вымпелкому» за $226 млн. Тогда МТС взялась строить монобрендовую сеть. Она заключила соглашение с сетью «Беталинк», обязывающее ритейлера продавать только контракты МТС (по-прежнему действует). Такое же соглашение МТС предлагала и «Телефон.ру», одновременно направив в антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о покупке 100% сети. На «Телефон.ру» был и другой претендент — «Мегафон». Но сделка с МТС оказалась более подготовленной, объяснил «Ведомостям» председатель совета директоров «Русских фондов» (бывший совладелец «Телефон.ру») Сергей Васильев: переговоры с МТС начались раньше и покупатель успел заручиться согласием ФАС. Цену МТС тоже предложила получше, хотя ненамного, добавил он.
«Телефон.ру» обошелся МТС вдвое дешевле, чем «Вымпелкому» — доля «Евросети» в пересчете на салон (с учетом долгов): примерно $150 000 против $300 000, подсчитал аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Если предположить, что рентабельность «Телефон.ру» около 4%, то всю компанию МТС оценила в 4 EBITDA — это сопоставимо с мультипликаторами самой МТС, замечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Покупка ритейлеров сотовыми операторами — это защитная мера от оттока клиентов, но ритейл — гораздо более сложный бизнес, чем оказание услуг связи, предупреждает он.
По словам представителя МТС Елены Кохановской, все салоны «Телефон.ру» планируется перевести на бренд оператора до конца года. Благодаря «Телефон.ру» МТС выходит на второе место по количеству брендированных точек продаж после «Евросети» (около 4050 салонов в России), опередив «Связной» (1752 магазина). В январе МТС также направила ходатайство в ФАС о покупке сети «Эльдорадо» (около 400 магазинов). Эта сделка по-прежнему рассматривается, как и покупка небольших региональных операторов, говорит Кохановская. Общее число салонов планируется довести до 2500.