ТТК потратился на розницу
Выручка ЗАО "Компания ТрансТелеком" (ТТК) за 2008 г. по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла на 14% и составила 27,5 млрд руб. Чистая прибыль компании за отчетный период снизилась на 24% — до 1,9 млрд руб. Руководство ТТК связывает это падение с реализацией программы по выходу на розничные рынки.
Как и годом ранее, большую часть прибыли ТТК получила от оказания услуг связи. В 2007 г. они принесли оператору 70,6% доходов, а в 2008 г. — 75%, что составляет 20,6 млрд руб. Голосовые услуги связи в 2008 г. принесли оператору около 2 млрд руб. По итогам 2009 г. компания рассчитывает удвоить этот показатель.
"Рост выручки на 14% оказался лучше динамики рынка в целом, но для одного из российских лидеров выглядит достаточно скромным, — отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. — При этом произошло существенное сокращение чистой прибыли. Оно объясняется активной инвестиционной политикой, но, очевидно, пока растущие затраты не находят отражения в динамике выручки. Впрочем, у ТТК по-прежнему имеются ресурсы для реализации инвестиционной программы. В отличие от многих участников рынка, она не сокращается, что создает хорошие предпосылки для увеличения рыночной доли оператора в ключевых для него сегментах, а также для выхода на розничный рынок".
Снижение чистой прибыли ТТК связывает с ростом расходов, обусловленных началом реализации масштабной инвестиционной программы по выходу на розничные рынки. "Падение прибыли типично практически для всех операторов в условиях кризиса, — констатирует директор департамента инвестиционно-стратегического консалтинга компании J'son & Partners Ренат Салихов. — Что касается инвестиций в строительство сетей, результаты компании на розничных рынках пока не особо заметны. Хотя, конечно, имея такую колоссальную магистральную сеть, идти в розницу стоит, а не использовать ресурс РЖД для оказания услуг "последней мили" было бы неправильно".
"Выход на розничный рынок стал единственным решением для продолжения развития ТТК как оператора связи, в противном случае, компания осталась бы "придатком" РЖД, — говорит аналитик "Банка Москвы" Ростислав Мусиенко. — В последние годы стирается грань между магистральными операторами, операторами ШПД, даже сотовики строят сети дальней связи. В связи с этим рынок дальней связи становится все меньше. Если бы ТТК остался в своей нише, очень скоро он потерял бы большинство корпоративных клиентов. Поэтому выход на новые рынки стал единственным вариантом развития компании. Насколько успешно ТТК с этим справится, говорить пока сложно. Конкуренция на рынке ШПД с каждым годом возрастает в разы, появляются новые фиксированные операторы, 3G-сети и WiMAX".
По данным ТТК, в 2008 г. доля оператора на рынке аренды национальных каналов составила 37%, международных каналов — 27%. В сегменте магистрального Интернет ТТК по итогам прошлого года занимает 35%, а в сегменте IP VPN — 35%.
В 2008 г. ТТК приступил к реализации стратегии развития до 2015 г.: развитию массового широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в регионах, местной и МГ/МН-связи. Оператору удалось получить 3,5 тыс. абонентов ШПД юридических лиц и 25 тыс. — физических лиц, а также более 6 тыс. корпоративных пользователей МГ/МН-связи. По итогам года ТТК планирует утроить количество абонентов ШПД (см. новость ComNews от 15 мая 2009 г.).
Руководство ТТК отмечает, что финансовый кризис не оказал существенного влияния на планы развития оператора. Тем не менее, компания приступила к реализации антикризисных мер.
Глобальный финансовый кризис не оказал существенного влияния на планы развития ТТК в 2008 г. Вместе с тем ТТК разработал и приступил к реализации плана антикризисных мер, которые призваны минимизировать возможные риски негативного влияния глобальных экономических процессов.
© Comnews