Услуги без спроса
Рынок IT-услуг в России серьезно пострадал от кризиса. По мнению аналитиков IDC, этот сегмент рынка не восстановится до объема 2008 года даже через пять лет. Другие эксперты считают прогноз IDC чересчур пессимистичным.
Объем рынка IT-услуг в 2008 году вырос на 18,7%, до 5,22 млрд долл., подсчитали аналитики IDC. В ближайшие пять лет этот показатель будет недостижим для сегмента. Например, к концу 2013 года объем этого рынка будет составлять лишь 4,73 млрд долл. Крупнейшими потребителями IT-услуг в России в 2008 году были государственные организации — 19,2% от общих затрат в стране, а также финансовые — 16,9%, телекоммуникационные — 13% и энергетические компании — 12,9%. Самыми востребованными оказались услуги системной интеграции, на долю которой пришлось более 20% рынка. По прогнозам IDC, рынок IT-услуг ожидает значительный спад: наиболее низкие показатели придутся на 2009 год, после чего рынок начнет медленно восстанавливаться. «Рецессия не будет длиться вечно, именно поэтому поставщикам IT-услуг следует воспользоваться временным затишьем, с тем чтобы пересмотреть свое портфолио решений», — отмечает ведущий аналитик IDC по рынку IT-услуг Александр Прохоров.
Замгендиректора «Микротеста» Константин Анисимов уверен, что прогноз IDC достаточно пессимистичный. По его словам, IT-рынок — один из самых быстроразвивающихся. «Сейчас участники рынка с оптимизмом смотрят на IT-услуги, поэтому вполне возможно, что рынок восстановится быстрее прогнозов IDC», — говорит г-н Анисимов. «По нашим оценками, в 2009 году падение рынка IT-услуг составит не более 30-40% по сравнению с 2008 годом. Причем уже сейчас рынок начинает восстанавливаться — падение прекратилось и наблюдается медленный рост», — заключил он. «В целом отчет IDC пессимистичен. Однако нельзя сказать, что в ближайшие два-три года рынок полностью восстановится», — говорит аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. «При этом стоит отметить, что восстановление рынка IT-услуг можно ожидать не раньше 2012 года», — заключил он. Аналитик J'son & Partners Сергей Ермилов объясняет такое резкое «проседание» рынка IT-услуг тем, что сегмент сформирован не до конца и нередко стоимость «консультационных услуг», в особенности в крупных проектах, включает в себя откаты заказчику. «В период экономического спада сократилось число контрактов, их стоимость, сумма откатов и, как следствие, снижение доли IT-услуг», — говорит г-н Ермилов.
© РБК