Все под контролем
Экскурсия в Центр управления и мониторинга сети Столичного филиала «МегаФон».

Перед входом в ЦУМ для журналистов была развернута необычная напольная инсталляция, повествующая о некоторых предыдущих пресс-мероприятиях «МегаФона».


Помещения внутри корпуса, где разместился ЦУМ, все еще сверкают новизной. Оно и понятно — новоселье на площадке в 300 кв. м. данное подразделение справило только в этом году. Хотя его история насчитывает уже несколько лет — Центр управления и мониторинга сети был создан в 2006 году на базе дежурной смены. Сейчас в его штате числится 63 человека, включая 39 инженеров по оперативному управлению. Для круглосуточной работы организовано 6 смен, которые включают ночные рабочие бригады, состоящие из 7 сотрудников. В дневное время, помимо дежурной смены, ведущей оперативное управление, еще 24 человека занимаются аналитикой и сопровождением работ. Главная их задача — предупреждение проблем и разработка методов их недопущения.
Зал ЦУМа, включая рабочие места, оснащен большими мониторами, на экранах которых визуализируется огромное количество самых разнообразных параметров сети МегаФона, начиная от температуры в помещениях базовых станций и заканчивая показателями пиковой нагрузки. Ежесуточно в Центр поступает до 500000 всевозможных информационных сообщений.








Инженеры по оперативному управлению имеют дистанционный доступ практически к любому оборудованию сети и, не вставая со своего рабочего места, в случае необходимости могут устранить большинство видов сбоев. Благодаря этому из года в год уменьшаются показатели по аварийности и времени устранения неисправностей.
В настоящее время специалисты ЦУМа наряду с оборудованием начали мониторить и качество предоставляемых оператором абонентам услуг. Благодаря специальному программному обеспечению инженеры могут проследить всю цепочку прохождения любого вызова или услуги и локализовать место деградации сервиса с последующим устранением выявленной аварии.
Также в Центре готовятся и к массированному запуску в декабре 700 базовых станций стандарта 3G. В 2009 году в сеть третьего поколения было инвестировано около 1 миллиарда рублей, а в 2010 году эта сумма будет еще больше.

Руководитель Центра управления и мониторинга Галина Белова рассказала журналистам, что по изменениям, происходящим в сети, можно узнать о каких-то городских катаклизмах гораздо раньше, чем информация о случившемся появится в новостях. Например, однажды была отмечен резкий всплеск нагрузки на отдельной группе базовых станций. Оказалось, что в это время был совершен теракт на бывшем Черкизовском рынке. Аналогичные локальные перегрузки фиксируются в Центре и во время проведения культурно-массовых мероприятий. А о штатной нагрузке весьма красноречиво говорит всего одна цифра — ежемесячно в сети московского МегаФона совершается более одного миллиарда звонков!
© СОТОВИК