Абоненты экономят
Весной более трети россиян сократили свои затраты на мобильные разговоры, говорится в исследовании «Комкона» и «Ромира». Операторы признают, что клиенты стали экономить.
В начале апреля 36% экономически активного населения крупных городов стали экономить на сотовой связи, говорится в исследовании «Комкона». С ноября число экономящих на связи респондентов увеличилось в 3,6 раза. Эти не значит, что расходы на сотовую связь в апреле упали на треть, предупреждает представитель «Комкона» Нелли Мамян, но отражает осознание необходимости экономии. Полностью перестал пользоваться мобильной связью только 1% участников опроса «Комкона», а в Москве таких не было.
В России экономят на сотовой связи больше, чем во многих других странах, выяснил в марте «Ромир» в рамках всемирного исследования, проведенного Worldwide Independent Network. По его данным, 38% россиян снизили траты на мобильные разговоры, а всего в мире — 31%.
Стремление к экономии есть в массовом сегменте, признает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Абоненты сокращают расходы на дорогие услуги — роуминг, междугородную и международную связь — и стремятся оптимизировать пользование мобильной связью: больше звонят внутри сети, переходят на тарифы с низкой ценой внутрисетевых звонков. МТС старается сохранить этих абонентов за счет антикризисных предложений, говорит Осадчая, таких как «Супер 0» и «А-мобайл». По ее словам, за два месяца на антикризисные тарифы подключилось более 1 млн абонентов. А в «Вымпелкоме» пока не фиксируют снижения потребления, говорит представитель компании Ксения Корнеева. Но в условиях нестабильной экономической ситуации компания анализирует профиль пользования услугами и выводит на рынок антикризисные предложения — «Наша страна», «Твои правила» и др. Судя по популярности этих предложений, абоненты в самом деле стали больше заботиться о сокращении своих затрат на сотовую связь, добавляет Корнеева. На днях и гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков признал, что в начале 2009 г. произошло сокращение потребления сотовой связи среди абонентов компании. Но в последние месяцы падение прекратилось и спрос стабилизировался, сообщил он.
Подобные исследования отражают настроения потребителей, но не уровень потребления, уверен советник гендиректора «Мегафон-Москва» Роман Проколов. Эти цифры говорят о том, что востребованы предложения дискаунтеров, добавляет он. Например, на такое предложение «Мегафона» — «Просто для общения» — с середины марта подключилось примерно 100 000 абонентов, утверждает он.
В IV квартале 2008 г. голосовой трафик абонента (MOU) «Мегафона» снизился на 2,4% c 295 до 288 минут, а средний счет на абонента (ARPU) сократился на 2,3% до 379 руб. МТС в IV квартале в России, напротив, показала увеличение MOU на 2% до 218 минут, тогда как ARPU снизился на 8% до 258 руб. «Вымпелком» за IV квартал еще не отчитывался.